Стратегию по интервенциям Нацбанк утвердил на 5 лет – до 2020 года. В чем она заключается, зачем НБУ это нужно и что в ближайшие 5 лет изменится в плане влияния регулятора на валютный рынок Украины? 

«Минфин» выбрал основные тезисы из доклада топ-менеджмента Нацбанка.

Особая тактика

Сергей Пономаренко
Начальник Департамента открытых рынков НБУ

Стратегия формализирует основные подходы Нацбанка к проведению валютных интервенций. Это необходимо нам для того, чтобы рынок лучше ориентировался в наших действиях. Стратегия интервенций дополняет собой более глобальный документ – «Стратегию монетарной политики», согласно которой мы полностью перешли на режим инфляционного таргетирования.

Детализирует стратегию еще один документ – «Тактика валютных интервенций». Это наши внутренние процедуры, описывающие, как и когда мы будем применять интервенции на практике. Но разглашать его мы пока не будем. Рынку нежелательно знать, по каким принципам Нацбанк принимает решение об интервенциях.

Вторичный инструмент

Валютные интервенции НБУ определяет для себя как вспомогательный инструмент, призванный смягчать ситуативные колебания на валютном рынке. То есть, если смотреть с точки зрения иерархии этих подходов, то в первую очередь мы руководствуемся целями по инфляции. Первичный инструмент в этом смысле – учетная ставка НБУ, валютные интервенции – вторичны. Этот инструмент мы будем использовать для выполнения инфляционных задач. Как-либо фиксировать курс мы не намерены.

Валютные интервенции призваны решить три ключевых задачи. Первое – увеличение валютных резервов, второе – сглаживание курсовых колебаний на рынке и третье – поддержание трансмиссии учетной ставки.

«Мускульные» резервы

Что касается резервов, то мы считаем, что они находятся на недостаточном уровне. Хотя и сейчас их объемы для нас более комфортны, чем год назад – резервы покрывают 4 месяца импорта Украины. Это позволяет нам говорить о том, что Нацбанк успел нарастить некоторые мускулы. Но останавливаться на достигнутом мы не будем.

Зависимый курс

Одна из главных причин, почему рынок не может самостоятельно найти «золотую середину» — это дневное ограничение в 0,1% по покупке валюты банками в свою валютную позицию. Это очень мало в масштабах системы – банки на всех могут купить только 5-6 млн долларов в день. Из-за этого нередко мы наблюдаем ситуацию, когда на рынке возникают излишки валюты, но банки выкупить их не могут. Поэтому излишки покупает на аукционах Нацбанк.

Мы очень зависимы от цен на мировых ресурсных рынках. На настроения крупных игроков влияют и политические события, ситуация на Востоке. Учитывая незначительные дневные объемы нашего межбанка (250 – 350 млн долларов), на рынок способны влиять даже не самые крупные сделки отдельно взятых операторов. А это обеспечивает дополнительные курсовые колебания. НБУ должен это отслеживать и при необходимости сглаживать чрезмерную волатильность. Опять же, конкретные параметры этих колебаний мы не разглашаем для того, чтобы рынок не мог спекулировать на интервенциях НБУ.

Долларовая угроза

Высокий уровень долларизации нашей экономики приводит к тому, что курсовые изменения сильно влияют на цены. Это угрожает нашим инфляционным целям. Резкая девальвация гривны приведет к подорожанию большинства товаров, что нивелирует действие всех наших монетарных инструментов. Поэтому, в том числе посредством интервенций, нам нужно будет смягчать стремительную девальвацию/ревальвацию гривны.

Минимальное вмешательство

Интервенции НБУ могут проводиться в разных форматах. Это валютный аукцион, интервенция по единой цене, адресная интервенция. Это традиционные формы, которые мы использовали и раньше. Приоритетный вариант для нас –это, конечно, валютный аукцион. На втором месте – интервенция по единой цене.

Адресная интервенция – это дело исключительных случаев и только по запросу правительства. Например, раньше по такому принципу мы продавали валюту «Нафтогазу Украины», чтобы исключить влияние такого крупного игрока на рынок. Но в целом главная наша задача, на которой мы акцентируем внимание в стратегии интервенций Нацбанка – минимизировать наше вмешательство в работу рынка.

Новый формат

Сейчас мы вводим новый формат интервенции – «запрос лучшего курса». Ее идея заключается в том, что без предварительного оглашения НБУ одновременно обращается к ограниченному количеству игроков рынка с предложением купить/продать валюту. Операция в итоге произойдет с тем из них, кто предложит самую выгодную для Нацбанка цену.

Пока мы ни разу не практиковали этот формат, но сейчас мы находимся на стадии разработки внутренних процедур и проговариваем с участниками рынка перспективы работы с ними по такому принципу. Для начала нам нужно определить критерии, по которым мы будем отбирать банки. Скорее всего, в круг наших контрагентов попадут финучреждения с наибольшим объемом валютных операций.

Все это поможет нам оперативно реагировать на колебания курса и гасить их в самом начале. Тот же аукцион – это более длительная процедура, на которой мы иногда теряем несколько часов. Запрос лучшего курса – это при оптимальных условиях дело десяти минут.