У НБУ есть конкретное определение учетной ставки и ее функций. Звучит оно так:
«Это один из монетарных инструментов, с помощью которого Национальный банк устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств на соответствующий период»
По этой логике вместе со ставкой НБУ должны синхронно снижаться и ставки по кредитам для бизнеса и населения (по депозитам соответственно тоже). «Минфин» сверил динамику учетной ставки с целой кредитов.
Получился такой график:
Данные: НБУ, ставки по кредитам — левая шкала, учетная ставка — правая
Учетная ставка и кредиты живут разной жизнью. Учетная снизилась на 7%, но, например, ставки по кредитам для населения опускались ниже 20% лишь несколько раз за год. В некоторых случаях, снижению учетной ставки предшествовало резкое падение стоимости кредитов.
«Ставки по депозитам напрямую зависят от инфляционных ожиданий бизнеса и населения. Последние несколько месяцев стабильный курс гривны привел к снижению инфляционных ожиданий, что отразилось на ставках по депозитам, - рассказывает Андрей Приходько из UniCredit Bank. - То есть ставки по депозитам падают не потому, что НБУ изменил ставку, а потому, что курс гривны, самый главный драйвер украинской инфляции, остается стабильным. Влияние монетарной политики НБУ на экономику, к сожалению, остается ограниченным и не идет ни в какое сравнение с ФРС или ЕЦБ».
Но в теоретическом определении учетной ставки есть и вторая, не менее важная, часть:
«учетная ставка является базовой относительно других процентных ставок НБУ, она используется одновременно как средство реализации денежно-кредитной политики и ориентир цены на деньги»
«Другие процентные ставки» — это в первую очередь ставки по депозитным сертификатам НБУ. Здесь роль учетной ставки становится ключевой, потому что депсертификаты – это один из вариантов размещения свободной ликвидности для банков.
«Прямого влияния учетной ставки на стоимость кредитного ресурса банков на данный момент нет. Практически никто из активных банков не фондируется в НБУ, — рассуждает главный экономист Альфа-Банка Андрей Блинов. - Но изменение учетной ставки меняет ставку по депозитным сертификатам НБУ, где банки размещают свободные средства. Это не альтернатива кредитованию, так как в данном случае речь идет об очень короткой по срочности альтернативе».
То есть, снижая учетную ставку и вместе с ней доходность по депсертификатам, Нацбанк дает рынку сигнал – пора более активно работать с кредитованием. Когда ставки были высокими, банкам было более выгодно (и более надежно), хоть и краткосрочно, но размещать свободную ликвидность в депсертификатах, а не через кредиты.
На практике эта логика не работает. Банки по-прежнему не спешат расширять свои кредитные портфели. Причины – в экономической ситуации в стране с нестабильной гривной и высоким уровнем инфляции. Отсюда и высокие кредитные ставки – они включают в себя кредитные риски банков. Покупать депсертификаты во всех отношениях привлекательнее, чем выдавать кредиты, рискуя нарваться на еще один безнадежный пункт в своем портфеле. По данным аналитического отдела UniCredit Bank, доля кредитов с просрочкой более 30 дней, не учитывая банки-банкроты, выросла с 45,3% от общего кредитного портфеля на начало года до 47,2% на конец июня.
«Если бы НБУ не понизил ставку в соответствии с текущими тенденциями, банки еще больше увеличили бы размещение свободных средств в депозитных сертификатах НБУ и реальная экономика получила бы еще меньше кредитов», — говорит Приходько.
Но помогла ли ставочная политика Нацбанка подстегнуть кредитование? Не очень. По словам, Приходько, за семь месяцев 2016 года общий гривневый кредитный портфель банковской системы сократился на 0,6%.