«Минфин» выбрал самые интересные тезисы топ-менеджмеров НБУ.
Уже завтра
Гонтарева. Сумма третьего транша составляет $1 млрд. Деньги пойдут на пополнение наших золотовалютных резервов. У нас уже есть сообщение от МВФ, что этот миллиард поступит к нам завтра – часть в СПЗ (специальные права заимствования или SDR — ред.), часть в других валютах. Меморандум появится в публичном доступе в ближайшие недели. Вопрос только в том, когда его опубликует на своем сайте МВФ.
Второй транш мы надеемся получить в размере $1,3 млрд. В ближайшее время мы ожидаем визита миссии МВФ в Украину. Но пока говорить что-то конкретное мы не можем, слишком рано. СМС о том, что решение принято я получила от представителей Фонда буквально в 2 часа ночи сегодня. О новой миссии и датах ее приезда мы пока не общались.
Другие кредиты
Гонтарева. Важно и то, что это открывает Украине доступ к другим источникам финансирования — мы должны получить $1 млрд от размещения еврооблигаций под гарантии Министерства финансов США и привлечь 600 млн евро от Еврокомиссии. Все это мы ожидаем получить до конца этого года. Исходя из этого, мы сохраняем наш прогноз по резервам до конца 2016-го на уровне $17,2 млрд. Но это только при условии получения четвертого транша от МВФ.
Чего хочет МВФ
Гонтарева. Никаких новых обязательств монетарного характера перед МВФ Нацбанк на себя не брал. В новом меморандуме (старый мы готовили больше года назад) будет указано, что НБУ уже перешел к инфляционному таргетированию. В прошлогоднем документе было написано, что мы только намереваемся это сделать. В остальном наши инфляционные цели не поменялись. Цели по инфляции, которые мы установили на этот год – 12% — являются одними из главных критериев нашей работы со стороны МВФ. То есть наше видение монетарной программы в этом смысле полностью совпадает.
Что касается условий по второму траншу, то это в первую очередь сбалансированный бюджет на следующий год. От Нацбанка МВФ ожидает продолжения политики рекапитализации банков. Эта программа у нас есть и это для нас очень важный бенчмарк по дальнейшему сотрудничеству с Фондом. Кроме этого – распределение функций Нацкомфинуслуг между НБУ и Нацкомиссией по ценным бумагам. Мы не видим причин, чтобы не выполнить что-то из этих целей.
Смягчение ограничений
Гонтарева. С сегодняшего дня клиенты банков смогут получить со своих текущих и депозитных счетов в валюте до 250 тыс. гривен в сутки на одного клиента. Раньше эта сумма составляла 100 тыс. гривен. Во-вторых, компании-резиденты смогут покупать валюту, если на их счетах имеется более 25 тыс. долларов, но только при условии использования этих средств для своевременного погашения кредитных обязательств перед нерезидентами.
Чурий. Мы анонсировали некоторые валютные послабления сейчас и считаем, что они вполне соответствуют ситуации на валютном рынке. В начале лета мы ослабили довольно много ограничений, но, учитывая, что население более активно продает валюту, чем покупает ее, мы не видим причин повышать лимиты на покупку, поэтому оставили их на уровне 12 тыс гривен.
Экспорт и валюта
Сологуб. В сельхозсекторе есть фактор сезонности. Да, мы видели, что в августе экспорт сельхозпродукции был ниже, чем, например, в июле. Но мы ожидаем, что объемы поставок увеличатся начиная с середине сентября. Что касается металлургии, то здесь наоборот, в августе экспорт здесь был довольно неплохим. И существенных негативных трендов мы не видим. Урожай в этом году был хорошим не только в Украине, но и во всем мире, это создает определенное давление на цены. Но несмотря на это фактор сезонности сейчас будет играть на нашей стороне.
Бюджетные обязательства
Гонтарева. Мы уже не раз говорили, что хотим как можно быстрее рассчитаться с бюджетом по своим обязательствам - одномоментное давление на рынок нам не нужно. Речь о предложении денег на 38 миллиардов гривен. Мы могли перечислить эту сумму небольшими траншами, начиная с апреля месяца. Но сейчас эти транши придется увеличить.
Мы, как и министерство финансов ожидаем, когда сформируется Совет Нацбанка. Здесь все зависит от президента. Мы со своей стороны готовы перечислить деньги, но как нам объясняют, задержка связана с некоторыми техническими вопросами. Наша прогнозированная прибыль на следующий год составляет 31 млрд гривен. Но эта сумма могла бы быть большей – мы увеличили отчисления в резервы до 10% от наших обязательств. Раньше – до этого года – согласно закону о Нацбанке, мы проводили резервирование 7% обязательств.