У мировой экономики есть проблема получше. Весит она 26 триллионов долларов и обитает там, где в последние годы собственно и находился главный источник роста глобального ВВП. В Китае.
26 трлн долларов – это долги китайских предприятий. И это даже не пузырь и не пирамида, а уже вполне сформировавшаяся бомба с кучей разноцветных проводков и часовым механизмом. Но обезвреживать ее в китайском правительстве не спешат. Потому что в краткосрочной перспективе это для него невыгодно, пишет Bloomberg View.
Пятое поколение китайского руководства во главе с Си Цзиньпином и Ли Кецяном находятся у власти с 2012 года. Тогда было как раз то время, когда стало понятно – сохранять ежегодный рост экономики в 7% и выше становится все сложнее. Нужен очередной виток структурных изменений в стиле дэнсяопиновской «политики реформ и открытости». Но здесь возникает ключевое противоречие современного Китая: пожертвовать текущим ростом экономики в пользу долгосрочного развития и качественной перестройки или поддерживать имеющиеся темпы, применяя новые подходы по принципу «как получится».
И да, с одной стороны власти Китая признают проблему долга и отмечают срочную необходимость сократить количество госпредприятий. Менее эффективных и убыточных, чем частные. С другой – эти же госпредприятия продолжают пользоваться финансовой подушкой безопасности в виде госгарантий, которые несопоставимо облегчают им привлечение новых кредитов. Даже если они находятся в шаге от банкротства. Даже если их существование с экономической точки зрения противоречит здравому смыслу.
В итоге, если реформы и происходят, то лишь в отдельных отраслях. В главных же сферах, особенно в металлургии, в сущности ничего не меняется. Спрос на мировых рынках падает, цены тоже. Но металлургические предприятия-зомби в Китае продолжают «забивать склады продукцией» – ведь зачем быть прибыльным, если оборотные средства на производственную инерцию и подобие бурной и осмысленной деятельности всегда можно взять в кредит.
Масштабы китайской экономики поистине колоссальны. Но даже здесь кредитный массив составляет 247% ВВП (на конец 2015 года). В пиковом 2008-м, когда экономика Китая росла на 9,6% в год, было 164%. Темпы роста общего объема кредитования в Китае превышают те же показатели в США или Великобритании. За первые три месяца 2016 года в систему зашло кредитных средств еще на триллион долларов.
И речь же не только о корпоративных долгах или гарантированном госдолге. Кредиты берут и местные власти, в том числе, для покрытия дефицитов своих бюджетов. За последние два года заимствования властей 29 китайских провинций (из 31) выросли на 53%. Общая сумма такого долга за это время составила 2,3 трлн долларов. Всего же долг локальных властей в Китае достиг 4 трлн – это объем всей экономики Германии. Доброй традицией местных бюджетов займы стали в 2008 году, когда экономику Китая власти пытались подстегивать крупными строительными и инфраструктурными проектами. С государственно-кредитными источниками финасирования.
В 2017 году наступит время для итогов «первой пятилетки» Си Цзиньпина и Ли Кецяна. Затем они предположительно будут руководить страной еще пять лет вплоть до прихода «шестого поколения». Возможно, угроза китайского долга действительно преувеличена и у страны найдутся ресурсы (учитывая по-прежнему недостижимые для остальных развитых стран темпы роста ВВП) для ее устранения. Но что если нет? Что если реформировать экономику Китая будет уже поздно и эхо (как минимум) от взрыва его долговой бомбы услышат во всем мире? Тогда, вероятно, глобальной экономике придется забыть о каком-либо росте на долгие годы. А если рост прекратится даже в Китае, ситуация в мире вплотную приблизится к состоянию полной безысходности.