В отчете Независимого оценочного подразделения МВФ (Independent Evaluation Office - IEO) говорится, что во время долгового кризиса, Фонд не смог определить масштаб проблемы, публиковал чересчур оптимистичные прогнозы и «стал заложником европейской исключительности».

IEO утверждает, что Фонд правильно определил, что Греция, Ирландия и Португалия «создают чрезвычайные проблемы», но он пропустил накопление рисков в банковских систем других стран, оправдывая свои оценки, тем что у «европейцев отличается склад ума».

В отчете говорится: «Докризисные наблюдения МВФ определили правильные проблемы, но, не предвидели масштабы рисков, которые впоследствии стали преобладающими».

В мае 2010 года, Фонд был обеспокоен по поводу распространения рисков «заражения» и изменил собственные правила, чтобы обеспечить исключительное финансирование Греции.

Тогда переговоры о финансовой помощи с правительствами стран вела «Европейская тройка» — Еврокомиссия, Европейский центральный банк и МВФ. IEO считает, что подключение к переговорам ЕК и ЕЦБ означало, что Фонд потерял «характерную ловкость кризисного менеджера», а также это привело к политическому давлению на технические решения.

За 6 лет размер греческой экономики сократился примерно на 30%, это гораздо хуже прогноза МВФ. IEO приходит к выводу, что в программы, поддерживаемые МВФ, для Греции были включены чересчур оптимистичные прогнозы. «Из прошлых кризисов не было извлечено уроков», — говорится в отчете.

IEO приняло во внимание, что проведение оценок в то время было «сложной задачей». Но, отсутствует ясность в том, что Фонд мог оценить, а что нет.

«Обращение МВФ с еврозоной во время кризиса, подняло вопрос подотчетности и прозрачности. Это обращение создало впечатление, что МВФ относится к Европе иначе, чем к другим странам».

IEO вынес свои рекомендации: руководство Фонда должно разработать процедуры, которые ограничат политическое вмешательство в технический анализ организации; процедуры должны быть усилены, чтобы обеспечить их соблюдение и вносить изменения только после тщательного обсуждения; фонд должен подтвердить приверженность подотчетности и прозрачности.