Сейчас почти никто из них не может похвастаться особыми успехами в этом смысле. А все потому, что слишком много ожиданий возлагается на центробанки, которые уже исчерпали почти весь арсенал своих фокусов, а оставшиеся утратили свою магию, пишет CNN Money.

Аналогия с фокусами выглядит здесь очень уместной. Центробанки за последние годы (начиная примерно от глобального кризиса 2008-09 годов) сделали рынки гибкими, приучили их к моментальной реакции, натренировались манипулировать ими. Неосторожное заявление вполне заурядного, но высокопоставленного чиновника из Федеральной резервной системы США, Европейского центробанка или Банка Англии могло за ночь перевернуть ситуацию на валютных рынках с ног на голову.

Что уж говорить, если не слишком откровенные размышления Харухико Куроды из Банка Японии о негативной ключевой ставке и ее бессмысленности для японской экономики тут же укрепляют иену. Опасения Джаннет Йеллен из Фед по поводу Брексита накаляют ситуацию вокруг фунта стерлингов. Заявление Марио Драги из ЕЦБ о безальтернативности низких ключевых ставок укрепляют евро.

Но так было раньше. Сейчас выступления Марка Карни из Банка Англии о том, что они готовы к любым мерам для успокоения рынка в случае позитивного голосования по Брекситу, не имеют смысла. Рынки не успокаиваются. Потому что никакой Карни им уже не интересен.

Они заняты поиском брандмауэра, безопасного актива, в котором можно переждать рыночный шок. Центробанки предоставить такую защиту неспособны. Поэтому инвесторы бегут кто куда. В том числе и в японскую иену, чем приводят в ужас Харухико Куроду и весь Банк Японии.

Там понимают, что последний их фокус не работает. Отрицательная учетная ставка, которую японцы внедрили в январе этого года, не оправдывает надежд. Местная валюта вместо того, чтобы девальвировать, поддерживая тем самым японских экспортеров и стимулируя экономику, укрепляется, достигая по отношению к доллару рекордных значений за несколько лет. В то время как ключевой промышленный индекс Японии Nikkei 225 продолжает настойчиво падать.

Между тем негативные ставки – это решающий козырь центробанков. Но как показывает практика, если он и срабатывает, то ненадолго. Как и количественное смягчение экономики путем выкупа гособлигаций, отрицательные ставки только оттягивают стагнацию. Рост ВВП ни то, ни другое не обеспечивает. Смириться с таким положением можно было, когда рынки демонстрировали относительное спокойствие и колебания котировок, каждый раз оказывались некритичными.

Но после Брексита, ситуация, похоже, изменилась. Центробанки бессильны, от них ждали слишком многого. На них слишком надеялись. Их оставили с проблемой экономического роста один на один. И именно в этом заключается главная угроза для всех развитых экономик мира. Потому что как лечить от «упадка сил» промышленность, как активизировать сектор услуг и сдуть финансовый пузырь толком никто не знает.

И первым доказать этот тезис на практике может Иньяцио Виско из Банка Италии, чьи подопечные заваливаются под массивом проблемных долгов. В ЕЦБ говорят, что итальянцы сами должны решать свои проблемы. Но при этом Марио Драги и его команда, равно как и остальные центробанки, понимают, что новый глобальный кризис все же неизбежен. Все что в их силах — это лишь оттянуть его начало.