За год объем инвест-сделок в айти-секторе вырос в три раза. В количественном смысле вливаний стало меньше – в 2014 году их было 86. Большая часть инвестиций (62 из 66) – это венчурные вложения, то есть деньги инвестированные в молодые проекты на начальной стадии их развития. Это наиболее рисковые инвестиции, поэтому их общая сумма сравнительно небольшая – 31 млн долларов. В среднем их объем составлял 400 тыс. долларов.

Остальные 101 млн – это 4 сделки по вложениям в уже окрепшие проекты, так называемая growth stage. Эти 4 growth stage-сделки стали первыми за четыре года – в последний раз инвесторы давали деньги «живым» IT-проектам в 2010-м, и то речь тогда шла о вложениях лишь на 10 млн долларов. В остальные годы – с 2011 по 2014-й – инвестиции касались только начальных стадий развития стартапов. В прошлом году компании seed-стадии (деньги инвестируются под будущий проект) смогли привлечь 18 млн долларов (в 2015-м – 22 млн). Первый этап венчурных капиталовложений (round B) в 2014-м получил 22 млн, тогда как в 2015-м – лишь 9 млн долларов.

По подсчетам UVCA в Украине сейчас постоянно работает 60 активных инвесторов. Под «активными» подразумеваются компании, которые в 2015 году заключили хотя бы одну инвест-сделку. 52% из них – украинские инвесторы. С их участием в прошлом году было заключено 34 сделки, хотя в 2014-м таких инвестиций было больше – 45.

Примечательно, что если считать соотношение айти-инвестиций к ВВП, то Украина среди старн Восточной и Центральной Европы уступает только Польше. Такие вложения в 2015 году у нас составили 0,16% ВВП, в Польше – 0,19%. В 2010 году у нас было 0,1%, хотя здесь нужно делать поправку на сильное сокращение украинской экономики в долларовом эквиваленте. По этому показателю в Европе мы находимся примерно на том же уровне, что и Венгрия и Италия (у обеих – 0,15%). Лучшие показатели в мире у Люксембурга и Израиля – 1,25% и 1,19% соответственно.

Имена

Неоспоримо, самой громкой сделкой прошлого года была покупка американским медиа-мессенджером Snapchat одесского стартапа Looksery за 150 млн долларов. Это общая сумма инвестиций. Отдельное приложение Looksery (позволяло в режиме реального времени видоизменять селфи-фото пользователя) исчезло из мобильных маркетов и стало функциональной  частью Snapchat. Это крупнейший экзит (выход основателей из числа собственников) в истории украинских стартапов.

5,8 млн долларов получил от группы инвесторов (среди них в том числе и ЕБРР) киевский фотобанк Depositphotos. 2,8 млн долларов привлек Petcube – гаджет, позволяющий владельцам следить за домашними питомцами на расстоянии. Инвесторами стали москвичи Almaz Capital и украинский инвестфонд AVentures Capital Андрея Колодюка (основатель сети магазинов City.Com).

Не разглашаются суммы инвестиций, привлеченных компаниями Ciklum и Rozetka. Первая из них (это датская аутсорсинговая IT-компания, с центрами разработки в крупных городах Украины) заключила первую в истории Украины инвест-сделку с фондом Джорджа Сороса. Вторая получила деньги от инвесткомпании Horizon Capital, основателем которой была экс-министр финансов Украины Наталья Яресько.

Будущее

По мнению экспертов UVCA, на этом перспективы IT-индустрии в Украине не ограничиваются. В 2015 году на инженерных специальностях украинских вузов обучалось 130 тыс. студентов. Это гораздо больше, чем во Франции, Германии, Великобритании, Турции и Польше. Среди стран Центральной и Восточной Европы у нас самый высокий процент айтишников-фрилансеров, работающих на аутсорсе – 33%. Четыре украинских города – Харьков, Киев, Львов и Запорожье – по этому показателю лидируют в регионе. При этом зарплата наших программистов несопоставимо ниже, чем в других странах – 26 тыс. долларов в год в среднем. Для сравнения, в Китае это 38 тыс. долларов в год, в ЮАР – 43 тысячи, в Ирландии – 62, а в США – 90 тыс. долларов.