Кому вкладчики доверяли свои деньги? Вопрос. ООО «Инвестиционно-расчетный центр», по данным Минюста, зарегистировано в марте 2014 года. Основатели — жительница Симеиза Наталья Милюкова и Владимир Трещов из Запорожья. Директор компании — Наталья Милюкова. Эти люди ничем не примечательны. По состоянию на начало 2016 года,  на текущих и депозитных счетах ООО находилось 302,7 млн гривен. Риск сотрудничества с непонятной компанией окупался высокими процентами.

Условия «капиталов» выглядели куда лучше обычных депозитов. Процентная ставка до 30% и выше, возврат вкладов в любое время. Все бы ничего, но такие вклады не защищает Фонд гарантирования. Зато они были застрахованы страховой компанией «Форте».

Основной акционер «Михайловского» Виктор Полищук называл эту компанию своей. Но в декабре 2015 года физлицо с пакетом в 70%, вышло из состава акционеров СК. Тоже самое 4 апреля  сделал глава правления СК «Форте» Юрий Топорков, у которого было 17,5% акций.

За несколько дней до ввода в банк временной администрации, из финансовой компании на текущие банковские счета вкладчиков, стали досрочно возвращаться их «капиталы» вместе вместе с процентами. По информации НБУ, таких вкладов вернулось в «Михайловский» на миллиард гривен. «Это увеличило нагрузку на Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) с 1,6 млрд до 2,6 млрд гривен» — сказано в сообщении НБУ. Не факт, что Фонд будет компенсировать эти вклады Фонд.

«Если договор у человека с финансовой компанией, но ни одна финансовая компания не является участником Фонда гарантирования, то мы не можем компенсировать им такие вклады. Что касается тех, средств, которые вернулись на счета банка со счетов финкомпании в последние дни перед временной администрацией, то по ним сейчас идет проверка, если впоследствии эти счета и договора признают недействительным, то выплаты не будут осуществлять. Проверкой занимается временная администрация и юристы», — объясняет пресс-служба ФГВФЛ.

Чтобы понять, как вернуть деньги вкладчиков финансовой компании, «Минфин» связался с их представителями и со страховой, которая такие вклады якобы гарантировала.

У «Инвестиционно-рассчетного центра»  есть колл-центр. Оператор сразу объяснила, что компания напрямую не связана с банком  «Михайловский», они работают на партнерских условиях. В колл-центре говорят, что договоры по вкладам от банка  «Михайловский» остаются действительными по сей день. Но от ответа на вопрос, как получить свои деньги вкладчикам, которые попали к ним через «Михайловский», оператор уходит. «Банк «Михайловский» сейчас не ведет операционную деятельность. Как только будут актуальные данные, мы сможем информировать клиентов», — ответила она на вопрос «Минфина».

Не говорят, как быть вкладчикам и в компании «Форте». Представители компании, с которыми «Минфин» поговорил по телефону, что-то рассказывать отказались и отправили на горячую линию. Там срабатывает автоответчик, на который записано сообщение, что финансовая компания, связана с «Михайловским», выплатила все деньги вкладчикам финансовой компании. 

Вот весь текст: «По информации, полученной от представителей финансовой компании, на счету которых остались средства по программам «Капитал», средства были выплачены на текущие счета клиентов банка «Михайловский» в полном объеме с начисленными процентами. Финансовая компания выполнила свои обязательства перед клиентами, поскольку денежные средства выплачены в полном объеме в соответствии с условиями договора займа. Ни один страховой случай не наступил. Для получения средств с текущих счетов просьба обращаться к банку «Михайловский». После его начитки связь обрывается, с оператором не соединяют.

Финансовые организации и страховых компаний контролирует Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг. Там «Минфину» сказали, что в случае, если финансовая организация подобного типа прекращает исполнять свои обязательства перед вкладчиками, можно жаловаться регулятору.

«Человек может обратиться к нам, если финкомпания не платит. Мы запросим документы. Если будут выявлены нарушения законодательства и компания отказывается возвращать деньги, то с нашей стороны предусмотрен ряд мер влияния. Гарантийных функций Комиссия не может предложить, потому что нет государственного урегулирования гарантирования мелких вкладов финансовых компаний. Если финансовая компания становится неплатежеспособной, то этот груз ложится на плечи вкладчика, который доверил им свои деньги», — объясняет член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб.

Жалобу в комиссию можно отправить по электронной почте zvernenya@nfp.gov.ua. В письме нужно указать свой адрес, компанию, в отношении которой задан вопрос, договор и описать предполагаемое нарушение.

Страховая, услуги которой оплачивал клиент финкомпании, теоретически может компенсировать возможные потери, но эти гарантии — формальные, объясняет Ястреб. «Такой вид страхования не является рыночным, он не направлен на конечного пользователя физическое лицо. Если есть такое страхование, то оно, наверное, не очень развито. Это просто гражданско-правовой порядок, который никак не связан с исполнением наших полномочий. Это уже добровольные гарантии, которые компания желает предоставить своим клиентам, — сказал он «Минфину» по телефону. — Человек может купить себе такую страховку, если у него потом возникнут проблемы с этой страховой, он может потом к нам обращаться и мы будем этим заниматься. Но мы не можем заставить финансовые компании гарантировать выполнение своих обязательств».