Ничего неожиданного новый министр в своем докладе не сказал. «Минфин» сравнил обещания Данилюка с заявлениями его предшественницы – Натальи Яресько, которая возглавляла министерство с декабря 2014 года.
Оптимизация соцвыплат
«Первое мое ключевое задание на должности министра финансов — это реформа публичных финансов. В частности, мы должны ввести систему проверки доходов и имущественного состояния (means testing) при предоставлении социальной поддержки и пенсионного обеспечения. Должны продолжать верификацию социальных выплат».
Александр Данилюк
Верификация соцвыплат – это идея Минфина Яресько. В конце 2015 года проверять получателей государственных пособий на предмет материального положения и подлинности документов министерству разрешил парламент. Как рассчитывали в Минфине, верификация должна сохранить госбюджету-2016 года 5 млрд гривен.
«Нужно проверить, действительно ли всю социальную поддержку и пенсии получают реальные граждане страны, а не «мертвые души». Например, мы обнаружили, что в Северодонецке (Луганская область) по состоянию на август 2015 было зарегистрировано 46 тыс. переселенцев, среди которых 30 тыс. человек — пенсионеры. В то же время, благодаря верификации мы поняли, что реально в этом городе проживают 15-17 тысяч переселенцев. Таким образом, верификация поможет подтвердить кто именно получает помощь и действительно ли он в ней нуждается».
Наталья Яресько, 15 декабря 2015 года.
Бюджетная децентрализация
«Второе ключевое задание на должности министра финансов — это продолжение фискальной децентрализации. Яркий пример проблем, которые возникли в этом вопросе: местные власти охотно берут дополнительные средства, но не хотят брать на себя реализацию конкретных полномочий».
Александр Данилюк
Правительство расширило налоговые полномочия местных органов самоуправления в начале 2015 года. Им передали 100% платы за административные услуги, 100% государственной пошлины, 10% налога на прибыль предприятий, сбор с розничных продаж подакцизных товаров (пиво, алкогольные напитки, табачные изделия и нефтепродукты) по ставке 5% от стоимости реализованного товара. По оценкам Натальи Яресько, эта реформа должна была принести местным бюджетам дополнительно от 25 до 45 млрд гривен в год.
«Бюджетная децентрализация идет довольно хорошо — на местном уровне рост поступлений за четыре месяца составил где-то 40%. Это говорит о том, что раньше местная власть была очень консервативной и не осознавала своего авторитета и возможностей. Сейчас мы видим, что 11 из 25 областей планы по поступлениям перевыполняют. Есть проблемы с субвенциями по образованию и здравоохранению. Но надо понимать, что система абсолютно новая, со временем проблемы с ней будут решаться».
Наталья Яресько, 6 июня 2015 года.
Налоговая реформа
«Третья задача — реформа фискальной службы. Реформирование налоговой и таможни. Назначение новых руководителей этих органов с помощью открытого конкурса. Борьба с коррупцией и упрощения процедур. Поскольку это теперь зона моей ответственности, практические изменения этой сферы я начну прямо сейчас, фокусируясь на упрощении администрирования».
Александр Данилюк
Реформировать ГФС собиралась и Яресько. Среди прочего, в планах было сократить штат налоговой на 30% или 18 тыс. человек до конца 2015 года. Но с этой задачей Минфин справился только наполовину – уволили 9 тыс. налоговиков, а из центрального аппарата ГФС ушло 656 сотрудников.
«Отдельная тема — налоговая милиция. Стоимость содержания этого органа не является соизмеримой с экономическим эффектом. Он отрицательный. Мы инициируем ликвидацию этого органа».
Александр Данилюк.
Яресько тоже была недовольна налоговой милицией, но в ее обещаниях речь шла о реорганизации, а не о полной ее ликвидации.
«Мы предлагаем создать на базе Налоговой милиции Службы финансовых расследований, с отказом от военного статуса ее сотрудников. У нее не будет права проверять предприятия. Сейчас налоговая милиция тянет нас в советское прошлое. ГФС должна обеспечивать уплату налогов, а не быть карательным органом, как сейчас».
Наталья Яресько, 9 декабря 2015 года.
В налоговой политике Данилюк отметил необходимость отказаться от любых налоговых льгот и преференций. Минфин Натальи Яресько тоже придерживался жесткой позиции относительно льгот по НДС для агрокомпаний. Впервые эта идея прозвучала еще в 2014 году – тогда чиновники говорили, что изменения затронут 10% агропредприятий, но зато помогут выровнять конкурентную среду на украинском рынке.
«Для действительно справедливой налоговой нагрузки в вопросе НДС мы предлагаем ликвидировать все имеющиеся льготы по уплате НДС. При действительной потребности, можно заменить налоговые льготы предоставлением прозрачной прямой бюджетной поддержки».
Пресс-релиз Минфина, 4 сентября 2015 года.
Зарплаты чиновников
«Четвертая задача — повышение эффективности государственного управления во всех сферах моей ответственности. С 1 мая вступает в силу новый закон о госслужбе. Для меня важно повышение престижа и зарплаты для госслужащих»
Александр Данилюк.
За счет чего новый министр собирается повысить зарплату чиновникам не очень понятно. У Яресько были более конкретные соображения на этот счет.
«Хочу напомнить, что за последние два года численность правительства уменьшилась на 20%. Например Минэкономики, уменьшился в этом году на 50%, численность ГФС к концу года сократится на 30%. Все средства, которые сэкономлены в фонде оплаты, пойдут тем, кто остался работать на госслужбе».
Наталья Яресько, 15 декабря 2015 года.
Занятно, что свои задачи Данилюк одним Минфином не ограничивает:
«Я также буду инициировать ревизию функций и миссий государственных органов власти. Каждое министерство четко и понятно объяснить для чего оно создано».
Александр Данилюк.
Приватизация
«Пятое — прозрачная приватизация. Государственные финансы — это не только доходы и расходы. Это и государственные активы. Это капитал, который в подавляющем большинстве случаев работает не в пользу граждан. Выгода получают лишь отдельные группы интересов. Ни один министр не должен управлять имуществом, это не его функция»
Александр Данилюк.
У Яресько были более определенные ожидания от приватизации госимущества. Она вообще находилась на позициях продажи в частные руки «всего, что можно приватизировать». В прошлом году правительство вместе с ФГИ надеялось получить от реализации госсобственности 17 млрд гривен. Но план был выполнен только на 0,89% — приватизация-2015 принесла 150 млн гривен. План правительства на этот год такой же – 17,1 млрд. В первом квартале ФГИ перечислил в бюджет 24,32 млн гривен.
«В Украине 3300 государственных предприятий, большинство из которых убыточны: государство не получает от них ни налогов, ни дивидендов, и только расходует бюджетные средства для их поддержки. Успешная продажа лицензии на 3G мобильным операторам показала, что приватизацию в Украине проводить сегодня можно».
Наталья Яресько, 12 марта 2015 года.