«Девальвация гривны приводит к удорожанию автомобилей. Страховые суммы растут, а, значит, увеличивается и страховой платеж», – объясняет Андрей Михайлов, ведущий специалист управления страхования транспортных рисков СГ «ТАС». Из-за обвала национальной валюты в начале 2015 года по оценкам страховщиков средняя цена годового полиса каско увеличилась на 55-60% в сравнении с 2014 годом до 13-15 000 гривен. В 2015 году тарифы компаний оставались на прежнем уровне и даже кое-где снизились.

В январе-феврале тенденция продолжалась. «С начала года наблюдается понижение страховых тарифов. Если в 2014 году средний тариф по каско для легковых авто в нашей компании составлял 4,2%, то в этом году это уже 4%», — рассказывает Юлия Павлова, менеджер управления автострахования PZU в Украине. Даже крупные компании, лидеры рынка вынуждены снижать тарифы. «Конкуренция настолько жесткая, что любое, даже незначительное повышение тарифов, ведет к «вылету» игрока с рынка», – говорит Ольга Погорелая, начальник управления андеррайтинга АСК «ИНГО Украина».

На рынке развернулась нешуточная борьба за клиента. О новых страховщики и не мечтают. Удержать бы старых. Доходы украинцев падают, для многих страховка становится роскошью. Результат: общее количество страховых договоров с физлицами по каско в 2015 году по предварительным оценкам страховщиков в сравнении с 2014 годом сократилось более чем на треть. А прирост страховых премий от физлиц, даже с учетом девальвирующей гривны, прогнозируется на уровне буквально нескольких процентов. «В 2015 году рынок каско в денежном эквиваленте вырос на 2т 0-25%. Но произошло это за счет увеличения стоимости среднего договора страхования, которое было вызвано девальвацией гривны. В количественном отношении, рынок сократился на 40-50%», – объясняет Ирина Землянская, начальник отдела аналитики и исследований СК «АХА Страхование». Общую положительную динамику рынка в гривневом эквиваленте обеспечил корпоративный сектор. В котором правят бал иностранные компании.

Тарифы и экономия

Сегодня тариф на авто среднего класса может колебаться от 2-3% по так называемым «бюджетным продуктам», до 7% по классическому договору с достаточно широким страховым покрытием. На страховые тарифы по-прежнему влияют такие факторы, как перечень страховых рисков (чем он короче, тем дешевле обойдется цена каско), размер франшизы по повреждениям, территория действия договора страхования, место регистрации автомобиля, степень износа и другие.

В 2015 году страховщики повально предлагали клиентам недорогие программы, с урезанным страховым покрытием. Такие варианты страховых полисов позволяют получить ограниченную страховую защиту за небольшие деньги и их названия достаточно красноречивы: «До первого страхового случая», «каско 50/50», «Не виновен в наступлении ДТП», «Тотальный ущерб и угон», «каско Мини». Не сработало. Клиенты, привыкшие получать компенсацию за каждую царапину на авто, скорее согласны вовсе остаться без полиса, чем купить урезанное каско. «Самым большим спросом у наших клиентом пользуются программы страхования каско с полным покрытием. Популярны программы с минимумом исключений из страхового покрытия, с максимальным набором страховых рисков, нулевой франшизой, широкой территорией покрытия (не только Украина, но страны ЕС или СНГ) и  определением размера убытка по счетам СТО», — уверяет Андрей Михайлов.

Сейчас лидеры рынка каско сужают продуктовый ряд, сокращая количество базовых программ. Также СК уходят от стандартных программ с закрепленной комбинаций опций. Как правило, в портфеле компаний сейчас 1-3, реже – 4 программы, для разных рыночных ниш. Это упрощает обучение продавцов и сокращает расходы на маркетинг.

Все популярнее становится подбор страховки по принципу «калькулятора». Когда компания делает всем водителям базовое предложение, а цена корректируется в зависимости от индивидуальных характеристик авто и водителя, региона вождения, набора опций и т.д. «Выбирая те или иные опции, можно значительно сократить свои расходы на договор каско и получить продукт, который полностью отвечает запросам клиента», – говорит Александра Ткаченко, заместитель начальника управления андеррайтинга СО «Ильичевское». Так, если ранее СК использовали при расчетах стоимости полиса до 5-7 корректирующих коэффициентов, то сегодня они применяют более 10-12 коэффициентов к базовому тарифу. «Те страхователи, для которых критичный параметр — стоимость продукта, получают компромиссное решение между ценой и страховой защитой. Обеспеченные клиенты, наоборот, предпочитают максимальное наполнение договора с минимальными франшизами и исключениями», – комментирует Сергей Паламарчук, директор департамента андеррайтинга и методологии СК «Универсальная».

По мнению страховщиков, лучший инструмент для экономии – использование франшизы. Даже ее минимальный размер (0,5%) позволяет получить скидку 20-30%. Главное – не увлекаться в погоне за «экономией». Слишком большой размер франшизы повлечет уже более серьезные личные расходы в случае убытка, поэтому желательно, чтобы размер франшизы не превышал 1,5%. «Оптимальный вариант — 0,5% по повреждениям и 5% при угоне. Это означает, что если, застрахованный автомобиль, оцененный в 100 000 гривен, попадает в любое ДТП, то страхователь сам оплачивает свою часть убытка – в этом случае 500 гривен», – объясняет Юлия Павлова. Понятно, что такая сумма некритична, особенно если повреждения значительны и счет идет на десятки тысяч. Кроме того, минимальная франшиза не будет искушать автовладельца заявлять в качестве страхового случая каждую мелкую царапину. В результате страховщик может сделать клиенту скидку 10% за каждый безубыточный год (но не более 50%).

Правила игры меняются

Против снижения цен играет девальвация. В случае сильного скачка курса доллара, большинство СК действуют по принципу пропорциональности. То есть, при выплате учитывается разница между текущей рыночной стоимостью машины и той, которая зафиксирована в полисе. От применения этого коэффициента в некоторых СК можно отказаться. Некоторые СК при этом предлагают своеобразные каникулы – период сохранения страховой суммы без пропорциональности выплат. Другие, наоборот, устанавливают еще более жесткие валютные оговорки и ограничения.

Также страховщики все чаще предлагают клиентам так называемое пакетное страхование. К полису каско предлагают купить страховку от несчастного случая на транспорте и добровольное страхование гражданской ответственности. Одни компании включают покрытие по этим программам в единый тариф (пакетные продукты «дарят» клиенту), другие предлагают докупить их на усмотрение страхователя.

Весь прошлый год и сейчас у СК стремительно падает количество залоговых авто в портфеле, ведь банки сократили кредитование. По данным Юлии Павловой сейчас доля незалоговых авто в страховых портфелях уже достигла 75%. Тогда как всего двумя годами ранее показатели были прямо противоположными – большинство застрахованных авто были выданы в кредит.

Увеличение количества незалоговых авто приводит к тому, что в страховых портфелях растет доля подержанных автомобилей. По этой причине страховщики в 2016 году будут все чаще предлагать программы страхования без учета износа. То есть при наступлении страхового случая страхователь может получить возмещение независимо от года выпуска авто – как за новое. «Хотя подобных предложений пока не очень много на рынке, страховщики начнут более широко применять данное условие в своих программах каско. Страхование без износа будет трендом в текущем году», – говорит Татьяна Пинчук, директор по розничным продажам и управлению сетью СК «АСКА».

Сплошная лояльность

Заинтересованность в клиентах особенно сильно ощущается при личном общении с менеджерами СК. Если раньше они подбирали одно-два предложения, называли их «самыми выгодными» и отправляли на почту, то теперь готовы приехать лично для оценки авто и тут же расписать с десяток предложений, с вариантами разбивки оплаты и всеми преимуществами конкретной СК. «Сейчас не так важны тарифы, цены и программы, как выплаты, скорость урегулирования страховых событий и дополнительный, качественный сервис», — говорит Юлия Павлова.

Чтобы привлечь клиентов, СК предлагают своим клиентам множество разных сервисов. «Все чаще страховые компания включают дорожный ассистанс как бонус в договор страхования, не взимая за эту дополнительную плату», – говорит Александр Ткаченко. Как минимум у двух крупных компаний за последний год появились программы дорожного ассистанса в подарок. С ассистансом клиенты могут воспользоваться эвакуатором в случае повреждения транспортного средства в ДТП  и в случае поломки (правда, обычно есть лимит около 1000 гривен). Если машину пришлось доставлять на СТО с помощью эвакуатора, то компания  предоставит подменное авто или такси на время ремонта (опять же в рамках определенного денежного лимита). Входят в ассистанс и такие дополнительные услуги: запуск двигателя при разряженном аккумуляторе, доставка топлива (до 10 л, оплата самостоятельно) и замена колеса. Все больше СК без дополнительной оплаты также включают в базовые договора расширенную территорию действия полиса. Правда, по-прежнему действие страховок не распространяется на территорию АР Крым, а также Донецкой и Луганской областей.

Также, ранее страховщики при покупке экономных программ требовали единоразовую оплату страхового платежа. А при оплате частями общий размер страхового платежа возрастал в среднем на 5%. Сейчас практически все СК соглашаются на рассрочку, предлагая самые разные варианты разбивки оплаты. Тогда как за полный платеж некоторые компании готовы даже предоставить скидку. В большинство СК практически все полисы каско можно приобрести с оплатой в рассрочку от двух до четырех платежей в год. Но некоторые помимо стандартной поквартальной рассрочки, предлагают экзотические варианты разбивки, например: 70%/30, 50%/25%/25%, 40%/20%/20%/20%. Другие СК готовы получать оплату ежемесячно.

Чтобы упростить жизнь страхователям и максимально ускорить оплату, СК даже предоставляют возможность внести очередной платеж по действующему договору прямо на сайте компании. Причем некоторые СК позаботились о том, чтобы оплата онлайн для клиента проходила без банковских комиссий. Например, в СК «Краина» эту нагрузку взяли на себя.

Еще один тренд — интернет. Все больше СК запускают целые порталы, где клиенты имеют собственный личный кабинет и могут увидеть свои договора, платежи, заявить о событии онлайн, получить необходимую информацию, просматривать статус урегулирования своего дела и т.д.

Компаниям некуда деваться. «В этом году мы можем ожидать дальнейшее очищение рынка, результатом которого станет уменьшение количества страховых компаний и сокращение объемов продаж у многих страховщиков», – говорит Вячеслав Гавриленко, вице-президент СК «АХА Страхование». Сегодня основную долю классического страхового рынка удерживают ТОП-10 лидеров – в своем большинстве представители международных финансовых групп. Украинские компании вынуждены подстраиваться. И технологии продаж станут еще изощреннее.