«НБУ просит банки провести именно идентификацию клиентов и не требует блокировки карт физических лиц», — говорится в сообщении.
Регулятор отмечает, что в последнее время граждане стали получать письма от банков о необходимости прохождения идентификации. Банки просили в течение определенного времени обратиться с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность, в отделение банка для дополнительного уточнения информации.
В НБУ напомнили, что еще осенью 2014 года был принят Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Регулятор требует от банков регулярной идентификации клиентов.
«Это международная практика — банки должны знать своих клиентов, как физических, так и юридических лиц. В первую очередь, это помогает в борьбе со схемными операциями и отмыванием средств», — пояснили в Нацбанке.
О том, что идентификация клиентов не предусматривает немедленную блокировку карт «Минфину» подтвердили в нескольких банках.
«Банки могут блокировать счета клиентов только если есть обоснованное подозрение в совершении мошеннических действий или других определяемых законодательством как противозаконные», — объяснили в ПриватБанке.
В банке «Хрещатик» также утверждают, что остановка остановка подозрительных операций не будет происходить безапелляционно, в одностороннем режиме. Для того, чтобы клиент подтвердил свою личность и обосновал назначение подозрительной операции, ему необходимо явиться в отделение в назначенное время.
В банке Unicredit объяснили, что процедура периодической идентификации выбранных клиентов- стандартная для всех банков.
«Клиенты банков делятся на три категории по уровню риска (высокий, средний и низкий), соответственно отличается и периодичность идентификации этих клиентов. Клиенты с высоким уровнем риска (лица, осуществляющие большой объём рисковых операций, напр. много переводов за рубеж), согласно требованиям регулятора, должны идентифицироваться не реже, чем раз в год. Проверка клиента представляет собой, по сути, полную повторную идентификацию: сверку данных паспорта, ИНН, фотографии, обновление данных о доходах и имуществе. Естественно, многим не нравится, что в данном случае не банк идёт к клиенту, а заставляет последнего явиться в банк без видимой выгоды для клиента – но нужно понимать, что это вопрос не выгоды, а взаимопрозрачных отношений. Увы, удалённо пройти эту процедуру нельзя: мы обязаны встретиться с клиентом для полной его идентификации», — рассказали «Минфину» в UniCredit банке.