Швейцария, Швеция, теперь – Япония. Центробанки этих стран вводили отрицательные ставки, чтобы «вышибить» сбережения граждан в потребительский сектор. Банкам невыгодно держать деньги у себя в хранилищах. Государство их за это штрафует. Им приходится искать источники инвестиций, но их нет. Потому, что экономика не растет, а весь позитивный эффект от нулевых и минусовых ставок убивается крайне низкой инфляцией.
Поэтому, Центробанкам не стоит ограничиваться только снижением ставок. Это бы помогло во времена стабильного роста мирового ВВП. Но сейчас этого нет. Номинальный ВВП мира самый низкий с 2009 года. Китай замедляется и не может удерживать курс юаня. Европа замирает и страдает от нулевого роста. США восстанавливаются не так уверенно, как хотелось бы.
Процентные ставки со знаком «минус» здесь не помогут. Это убийственно для банков. За неимением других источников дохода, кроме процентов им приходится, конкурировать с другими инвесторами. В итоге в прибыли теряют все. Инвесторов на рынке слишком много, инвестиции идут куда попало и дешевеют. Кривая доходности (yield curve) смещается вниз, а это значит, что даже самые долгосрочные бумаги не приносят экономически оправданного профита.
Доходность слишком низкая. Но инвестировать больше некуда. Даже Банк Японии, который ввел негативные ставки, чтобы выбить деньги в реальный сектор, держит 15% своих активов в векселях и бондах. Одно лишь понижение ставки только повлечет за собой доходность. Естественно, что реальный сектор не может позволить себе платить более высокие проценты. Предприятиям приходится привлекать деньги очень осторожно, потому что гарантий спроса на продукцию, а значит и дохода, нет. Инвесторам более выгодно вкладывать в производные бумаги. Что раздувает финансовый пузырь.
Что с этим делать не знают ни в Японии, ни в Европе. В любом случае понятно: локальные решения бессильны. Похоже, что Большой 20-ке придется выработать какую-то общую стратегию. Или же по отдельности ждать большого краха.