Как продать ОПЗ
— Понимаете, главное – принять закон. Можно найти обходные пути, каким-то образом объединить эти доли – 5% и 95%, но это неправильно! Я не хочу играть в эти игры. Нам необходимо создать механизм, который будет нормально работать, чтобы потом не было возможности оспорить приватизацию в судебном порядке.
Если мы за него сейчас проголосуем, то уже в апреле можно будет начать продажу Одесского припортового завода. 45 дней понадобится на проведение аукциона и еще месяц – на закрытие сделки. То есть до конца полугодия мы сможем получить деньги. Это реально.
Звонки Коломойского
— Коломойский звонил. Он регулярно это делает. Он говорит: «Делай все по закону. А по закону необходимо продавать 5%». Он прав в этом плане, но это же неправильно. По закону, пока мы не изменили методику оценки, 5% ОПЗ стоили 39 млн грн. Это по закону. Все четко, не подкопаешься.
Ограничения в приватизации
— Закон написан в целом по-украински, то есть непонятно. Его надо трактовать. Мы его сейчас трактуем так, что это ограничение касается только украинских покупателей. Если вы украинский инвестор, и так случилось, что больше 25% вашего капитала принадлежит украинскому государству, то вы не имеете права покупать объект.
— Если Yara (норвежская компания, производитель удобрений, — ред.) захочет купить ОПЗ, мы позволим ей это сделать.
Условия продажи ОПЗ
Условия продажи ОПЗ будут состоять из пяти видов обязательств. Относительно экономической деятельности речь идет о детальном списке направлений деятельности ОПЗ, которые инвестор должен сохранить. Будут также требования к номенклатуре производства и обеспечению отечественных аграриев минеральными удобрениями.
Второй вид требований – относительно инвестиционно-иновационной деятельности – будут касаться того, когда, что и в какие сроки необходимо модернизировать.
Социальные обязательства предусматривают сохранение на протяжении пяти лет рабочих мест и обязательный соцпакет для работников с медицинской страховкой.
Экологические требования – комплекс природоохранных мероприятий, в том числе заменяя оборудование.
Пятый блок требований – относительно сферы корпоративных отношений. Речь идет об отчетности перед ФГИ и бережное отношение к госимуществу, которое не вошло в уставный капитал, но осталось на балансе.
В случае с ОПЗ главное, чтобы новый владелец договорился с господином Коболевым о поставках газа. И все.
«Укрхолдинг» и госбанки
— На самом деле мы говорим о 30-40 компаниях, которые могут войти в этот холдинг (Укрхолдинг, — ред.). Впрочем, это может быть не холдинг, а агентство. Вопрос не в форме этой структуры. Вопрос в том, что войдет в ее состав. Если мы говорим, что это суперстратегические компании – трубопроводы, железная дорога, энергетика, атомная энергетика, гидро- и высоковольтные сети, «Укрэнерго», порты.
— По поводу банков можно подискутировать. Однако теоретически можно сформировать еще и финансовый блок. И что? Если честно, от этого ни холодно, ни жарко. Я вообще считаю, что все это необходимо продавать, кроме Укрэксимбанка. Он есть государственным агентом в расчетах государства с международными организациями и по экспортным контрактам.
— Разве он помогает государству? (Ощадбанк, — ред.)? А «Укрэнерго»? Тоже нет. Большинство этих компаний работают в форме государственных предприятий. Нет нормальной отчетности, сплошная непрозрачность. Их необходимо превратить в нормальные предприятия – корпоратизировать. На это понадобится минимум год.
Влияние Кононенко и Мартыненко
— Мы все понимаем, что профильный министр – фактически из лагеря Банковой. Секрета я вам не открыл. Имеет ли это значение? Да, имеет значение. Имеет ли Кононенко влияние на «Энергоатом»? Имеет. Какие еще вопросы?
— Имеет (Мартыненко влияние на «Электротяжмаш», — ред.) Понимаете, моя задача не в войны играть. Суть всех холдингов, или называйте как хотите, в том, что необходимо закончить эту игру за счет государства. Мы все играемся в министров, квоты, спорим — кому что отдать. Кому передать «Артемсоль»?
Но в таких условиях мы работаем. Все охватить невозможно. Просто такие вещи, что волосы дыбом становятся. Поэтому ОПЗ необходимо запустить, чтобы показать всем, что мы можем реально что-то делать. По облэнерго мне неважно – Суркис, Иванов или кто-то западный, Герега или Сидоров. Купят – пусть покупают. Потому что пока не покупают, они контролируют потоки. И ты не можешь на это никак повлиять.
Ты приходишь и говоришь: «Беда». Тебе говорят: «Какая беда? Ты занимайся приватизацией».
Иногда хочется сказать тем, кто «по-старому» живет с «потоков», что настало время изменить модель, и пообещать: «Вы доиграетесь, что я напишу в условиях приватизации, что на протяжении 3 лет с момента покупки вы должны будете разместить эти акции на фондовой бирже, как минимум, в Польше. И тогда посмотрим, как вы с этим будете играться». И у меня есть такая идея.
— Будут пробовать (снять с должности, — ред.). Я им говорю: «Вы сидите на тех предприятиях. Вы действительно хотите что-то делать? Если да, то подготовьте нормальный менеджмент, а не ищите, что и куда «обналичить». Мне рассказывать, как «обналичить» не надо, я сам вам лекцию прочитаю после года в Налоговой, поверьте».