Как продавать в кризис
Любому бизнесу нужно уметь продавать. В широком понимании продажа – это необязательно обмен товара на деньги. «Продажа» – это убеждение, когда организация или тот, кто ставит перед собой бизнес-цели, убеждает окружающих сделать нечто именно так, как он это предлагает.
О кредитах и семейном бизнесе
В недавнем исследовании GfK Ukraine у предпринимателей спросили, используют ли они банковские займы. 31% ответили, что не используют, но хотели бы. Дальше их спросили, насколько они готовы увеличить количество рабочих мест у себя при получении доступа к кредитным деньгам. И ответ «на 1-2» человека выбрали 18% респондентов. Кто же эти 1-2 человека? Это жена и теща, или жена и сосед – это малый, зачастую семейный бизнес.
И я верю, что нас – нашу страну и экономику – спасет именно такой вид предпринимательства. Я уверен, что для страны вопросы самозанятости сейчас важнее, чем инфраструктурные проекты. Потому что инфраструктурный проект, каким бы прекрасным он ни был, даст работу двумстам, пусть нескольким тысячам человек. А самозанятость – это то, что обеспечит сотни тысяч, а то и миллионы рабочих мест.
О рынке платежей
Этими платежами никто не хочет заниматься. Они низкодоходные. Все хотят заниматься валютно-обменными операциями для корпоративных клиентов, а вот расставлять в сельские магазины POS-терминалы или киоски – большого желания у банков нет. У Ощадбанка по коммунальным платежам доля выше, чем у нас. И никто об этом не говорит, потому что «Ощад» проводит в своих отделениях «бумажные» платежи. Нам это уже не интересно – мы реализуем платежи, которые переходят в электронную сферу.
По микроплатежам – да, у нас высокая доля рынка, порядка 40%. Но в этом бизнесе больше никто не участвует! Или на банкоматном рынке у нас доля около 30%. Тот же Альфа-Банк может расставить банкоматы по стране, никто не мешает это сделать. Но банкоматы грабят, поэтому идти в этот бизнес особно никто не хочет.
О конкурентах Привата
Конкурентов много. Тот же Альфа-Банк – серьезный розничный конкурент, материнский российский банк предоставляет прекрасные продукты и входит в десятку крупнейших российских банков. Я очень уважительно отношусь к ним. И если в Украине их розница не показывает особых успехов, то технологии, которые применяются в России, достаточно интересны. Есть правильная основа для того, чтобы эти технологии работали и здесь.
Очень уважительно отношусь к Ощадбанку как конкуренту. Правда, сегодня он применяет административные рычаги и ресурсы, и пытается увеличить долю на рынке через запретительные меры. Я надеюсь, что и у регулятора, и у общества в целом хватит правильных защитных механизмов, чтобы создать здоровую конкурентную среду.
О проблемах в банковском секторе
Самое плохое – это агрессивная, тяжелая внешняя среда. Клиенты не становятся богаче, общий политический и военный фон не способствует развитию экономики. И кризисные явления на банковском рынке не прибавляют сил.
Доход наших клиентов падает, старые рынки закрылись, новые – не открылись. Нужно находить новых партнеров, новые решения. У физлиц упала заработная плата, упали доходы. Это – объективная реальность. На этом фоне происходит резкий рост размера коммунальных платежей. Если раньше люди направляли бóльшую сумму на приобретение товаров и услуг, то сейчас деньги тратятся на коммунальные расходы и еду.
Такая ситуация влечет за собой изменения для всех субъектов экономики. Люди в Украине и раньше не шиковали, а сегодняшние события создают очень непростые условия для всех в стране.
О компаниях, двигающих экономику вперед
Это – мобильные операторы, которые принесли в страну культуру коммуникации. Это «Майкрософт» и другие ІТ-гиганты. Такие компании, как «Новая почта», «Розетка», таких компаний много. Целая плеяда украинских ІТ-компаний, как больших, так и маленьких, работающих на западных заказчиков, которые так или иначе близки к новым технологиям и формируют и развивают среду.
У нас в стране есть очень правильные предприятия, которые, например, делают проводку для Audi, с высочайшим качеством. У нас есть современные металлургические предприятия четвертого передела, которые здесь, в Днепропетровске и области, производят очень качественную продукцию для европейских потребителей. Есть сельскохозяйственные предприятия, работающие очень успешно, применяющие современную технику и технологии. И таких положительных примеров много, как и компаний, двигающих вперед нашу экономику. Это компании не только из области новой, но и из области традиционной экономики.