О ситуации в госбанках
— Государственные банки остаются определенным островом стабильности в нашей банковской системе. Мы слышим очень много критики. Она связана, по большому счету, с общими элементами неэффективности и не транспарентности, которые характеризуют украинский банковский сектор последние 20 лет. Госбанки достойно перенесли макроэкономический финансовый шторм последние два года. Они на сегодняшний день находятся в стабильной ситуации. Государство полностью выполняет свои обязательства как акционер. Мы будем заканчивать программу докапитализации государственных банков по результатам стресс-тестирования, которое проводит Национальный банк. И мы уверены, что в 2016-2017 годах государственные банки будут выполнять очень важную посткризисную роль в нашей экономике.
О пользе стратегии развития госбанков
- Многие годы, если не сказать последние два десятилетия, банки существовали сами по себе. Мы пытаемся создать систему и понятную дорожную карту того, как мы видим развитие государственной части банковского сектора Украины. Также, мы хотим сделать госбанки прибыльными, чтобы не государство тратило миллиарды гривен на их ежегодную докапитализацию, а наоборот, банки приносили доход государству.
О выбранной Минфином версии стратегии
— Вы знаете, та версия стратегии, на которой мы остановились (…) она фокусируется не столько на функционале банков, сколько на философии того, как мы управляем государственными интересами в банковском секторе. Мы будем предлагать совершенно новые принципы оперативного управления для госбанков. То есть это полная деполитизация управления госбанками. Независимые наблюдательные советы, полностью профессионально ориентированные, ответственность и отчетность правления, менеджмента банков. Соответственно, в новой системе менеджмент банков будет нести ответственность за результат, и это будет приоритетом и прерогативой менеджмента и независимого наблюдательного совета решать, где банк должен быть более активен. Государство, правительство задает очень общее направление. Поскольку мы считаем, что ключевые банки имеют разный операционный опыт и операционные преимущества в конкретных сегментах. В первую очередь мы говорим о двух наибольших банках – о Укрэксимбанке и Ощадбанке. Мы говорим о том, что Ощадбанк имеет развитую филиальную сеть, имеет опыт работы с розницей, имеет опыт работы с отдельными корпоративными секторами, поэтому он будет фокусироваться на этом. Укрэксимбанк, как совершенно очевидно из названия, должен фокусироваться на поддержке украинского экспорта, на поддержке экспортоориентированных компаний.
— До конца этого месяца (Минфин ожидает утверждения стратегии, — ред.)
О скандале с Ощадбанком (лишении его гарантий государства по депозитам)
— Речь идет о том, что полная гарантия по депозитам в Ощадбанке связана с полной государственной собственностью Ощадбанка. Поскольку мы в нашей стратегии реформирования госбанковского сектора говорим о том, что мы будем продавать части Ощадбанка и Укрэксимбанка на горизонте до 2019 года, мы, естественно, говорим о том, что по мере прихода инвестора, институционального инвестора, международной финансовой организации в качестве инвестора государство будет отказываться от полной гарантии. Но этот процесс будет связан только с приходом ответственного институционального инвестора в соответствующее банковское учреждение. Никто не говорит о том, что государство сегодня, завтра, послезавтра отказывается от гарантий. Мы это рассматриваем исключительно в контексте дальнейшей продажи долей в банках через несколько лет.
О приватизации госбанков
— В той стратегической картинке, которую мы предлагаем, мы хотим принять решение и начать диалог с потенциальными инвесторами в 2017 году, чтобы до конца 2019 года закрыть уже первые сделки по продаже миноритарных пакетов.
До конца 2019 года будут закрыты уже первые сделки по продаже миноритарных пакетов госбанков
О потенциальных покупателях
— Те, кто сотрудничают с нашими государственными банками многие годы. Это международные финансовые организации, это Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, возможно другие.
О дедлайне по реализации стратегии
— Стратегия покрывает период в 10 лет. Ближайшие 4-5 лет – это тот период, на котором мы фокусируем наше внимание, где уровень детализации выше. Второй этап нашей работы уже начат. Мы продолжаем сотрудничество с нашими международными консультантами с МВФ, Всемирного банка, ЕБРР относительно тех деталей имплементации стратегии. Речь идет о том, что необходимо подготовить целый пакет законодательных предложений, изменения нормативно-правовой базы, которые позволят нам перейти к формированию независимых наблюдательных советов в государственных банках. А последующий этап – это уже их подготовка к частичной продаже на горизонте 2-4 лет. Некоторые изменения будут достаточно серьезные. Они будут требовать изменения в соответствующие законы. Мы будем работать с Верховной Радой, мы рассчитываем на поддержку депутатского корпуса. Поскольку речь идет о реализации международных принципов прозрачности и эффективности корпоративного управления. В принципе, мы рассчитываем в течении 3-4 месяцев уже выступить с конкретными законодательными инициативами.
Никто не говорит о том, что государство сегодня, завтра, послезавтра отказывается от гарантий.