«Минфин» выбрал самое интересное:  

Очищение рынка

В этом году мы почти завершили основной этап очищения банковской системы. Еще 1,5 года назад у нас было большое количество неплатежеспособных, схемных, кептивных банков, которые занимались выведением ресурсов со страны. Из 35 банков, которые прошли стресс-тесты в прошлом году, 18 требовали докапитализации на 6о млрд гривен. 13 из них увеличили капитал, остальных мы вывели из рынка. В 2о крупнейших банках провели тестирование в этом году. Первая 10-ка должна представить программы рекапиталиации до 1 февраля, вторая — до 1 апреля. На увеличение капитала им дается три года. 

При этом 27% системы имело непрозрачную структуру собственности. Мы активно работали в этом направлении и сейчас нам неизвестны владельцы лишь 7 банков. Также развитию рынка мешал олигархичный банкинг, когда банки кредитовали связанных лиц. 

В 2015 году мы вывели 33 банка, с начала 2014 года — 63 банка. Это треть всей системы. 

Резервы

В 2015 году мы покупали  валюту для пополнения международных резервов. Сейчас х объем - 13,3 млрд долларов. С начала года мы купили 1,6 млрд долларов. В том числе, мы делали это на аукционах, которые мы ввели в сентябре. С их помощью Нацбанк может не только покупать валюту, но и продавать ее банкам, не создавая дисбалансов на рынке. По нашим планам, резервы НБУ должны были достигнуть в этом году 15-18 млрд долларов. Но реализовать их нам не удалось, во многом из-за срыва сроков предоставления нового транша кредита МВФ. 

Инфляция

Потребительская инфляция в этом году сократилась с 60,9% в апреле до 44% — на конец года. У нас нет альтернатив, кроме политики инфляционного таргетирования. Оптимальным для Украины мы считаем уровень инфляции в 5%. К этому показателю мы планируем прийти постепенно: 12% в 2016 году,  8% — в 2017, 6% — в 2018, 5% — до конца 2019 года. 

Регулирование рынка

Одним из ключевых решений НБУ в этом году мы считаем сохранение политики плавающего валютного курса и отказ от возврата к фиксированному коридору. За это мы заплатили сокращением валютных резервов и снижением доверия к государству. Но зато мы получили некий защитный буфер от негативной конъюнктуры внешних рынков. 

Административные меры НБУ во многом стабилизировали валютный рынок. И мы уже смягчаем свои ограничения. Дальше смягчать политику Нацбанка мы пока не можем, у нас нет на это ресурсов. Для этого важно получить следующий транш МВФ и пополнить резервы.

Реструктуризация

Вместе с Независимой Ассоциацией Банков Украины мы разработали закон о реструктуризации валютных кредитов граждан на покупку единственного жилья. В отличии от скандального и популистского закона №1558, который недавно заветировал президент, это более логичный документ. Он позволяет прощать часть долга заемщикам без излишней нагрузки на систему. И мы уже убедили МВФ в том, что этот закон нужно принимать.

Кроме того, вместе с Минфином мы разработали закон о реструктуризации долгов жизнеспособных предприятий, что позволит реструктуризовать проблемную  задолженность таких компаний на сумму 200 млрд гривен.

Фонд гарантирования

С начала 2014 года ФГВФЛ выплатил вкладчикам банков-банкротов 64 млрд гривен. Такие банки задолжали НБУ за кредиты рефинансирования около 45 млрд гривен. При этом общий объем рефинанса составляет на сегодняшний день 100,5 млрд гривен. Сейчас вместе с Фондом мы работаем над продажей залогов неплатежеспособных банков по этим кредитам. Кроме того, все необходимые документы переданы в правоохранительные органы. Мы надеемся привлечь ответственных лиц обанкротившихся банков к ответственности.

Ликвидность

Банковская система сверхликвидная: на депсертификатах НБУ находится 76 млрд гривен, на коррсчетах банков -  33 млрд. Общая ликвидность системы превышает 109 млрд гривен. Плюс к этому стоит заметить, что на счету Фонда гарантирования сейчас находится 9,4 млрд гривен, на едином счету Госказначейства — 20,5 млрд гривен.

Мы активно изымаем излишнюю ликвидность банковской системы. Монетарная база с начала года снизилась на 1,1% до 329 млрд, а чистые внутренние активы НБУ выросли на 1,6% до 309 млрд гривен. Это стало одним из главных условий для появления устойчивого дезинфляционного тренда.

Кроме того, три месяца подряд наблюдается прирост депозитов. За сентябрь — ноябрь депозиты платежеспособных банков увеличились на 11,4 млрд гривен. 

НСМЭП и безнал

До 2020 года мы планируем довести уровень платежей через национальную платежную систему НСМЭП до 30%. Часть терминального оборудования на украинском рынке, которое принимает карты системы, составляет около 80%. В планах у нас также ребрендинг НСМЭП. 

В целом же, за 11 месяцев объем наличных средств в системе сократился до 294 млрд гривен, что на 11 млрд меньше, чем в начале года. При этом, в прошлом году общая сумма наличных увеличилась на 43 млрд. Часть безналичных платежей по всем карточным платежным системам увеличилась до 31% от объема всех операций. По количеству операций — это 65%, что на 10% больше прошлогодних показателей.

Курс гривны

Как известно, Минфин заложил в бюджет курс гривны на уровне 24,1 грн за доллар, эта же цифра ранее была спрогнозирована МВФ. Мы также считаем его реалистичным. Но мы осознаем риски. Это в первую очередь конъюнктура внешних рынков, то есть цены на ключевые позиции украинского экспорта — сталь и зерно. Также важно учесть, что ФРС США начала цикл повышения ключевой ставки. Это будет давить на валюты развивающихся стран и рынки капитала. Также есть риск закрытия доступа экспортеров к российскому рынку. Все это угрожает платежному балансу и может влиять на курс гривны. 

Трансформация НБУ

Для оптимизации структуры НБУ мы для начала вывели неключевые функции и активы за пределы регулятора. Например, Украинскую академию банковского дела и Университет банковского дела передали в Минобразования, телеканал БТБ отдали Мининформполитики. Также до конца этого года мы поставили целью сокращение персонала с 11 800 сотрудников до 5 300 человек. Проект трансформации позволит сэкономить в 2014-17 годах 7,3 млрд гривен, из которых уже сэкономлено 5,7 млрд. При этом, только на операционных затратах, мы можем экономить около 1  млрд гривен ежегодно.

Поэзия

Этот год был самым сложным в истории Украины. «Ніхто не відає, куди нас кинуть свавільні хвилі» — этими словами Леси Украинки я могу описать ситуацию, в которой оказалась Украина и банковский сектор. Поэтому решения НБУ были не только сложными, но и жесткими. В условиях шторма нам удалось не только выйти из-под девятого вала, но и развернуть этот неповоротливый корабль, которым является украинский банковский сектор, в направлении реформ. Рецептом нашего успеха является команда единомышленников. Мы переполнены оптимизмом и уверены, что шторм уже позади.