Поражающие воображения цифры не говорят о росте рынка. Член Нацкомфинуслуг Александр Залетов объясняет их тем, что некоторые СК сотрудничают с сетями магазинов бытовой техники. Например,«Арсенал Страхование» — партнер сети «Эльдорадо». Технику, купленную в Comfy, страхует компания «Альфа Страхование».

«Минфин» уже писал о страховании бытовой техники, а также о так называемых «полисах на сдачу». Эти страховки предлагают любому человеку, который покупает бытовую или электронную технику. А тем, кто покупает технику в кредит, полисы навязывают в добровольно-принудительном порядке. Стоимость таких страховок, как правило, невелика (30-70 гривен) в зависимости от вида бытовой техники и покрываемых рисков. Поэтому клиенты магазинов безропотно соглашаются оплатить еще и расходы на страхование техники.

Именно эти страховые продукты и обеспечили такой огромный рост количества страховых договоров в этом году. «Это очень прибыльный и низкоубыточный вид страхования. Если говорить о масштабах продаж, то в день страховщик, который работает с крупной сетью магазинов бытовой техники, может заключать 1000-1200 договоров», – рассказывает сотрудник одной из СК. Это 30-50 000 гривен страховых премий в день.

Из той же оперы — рост количества договоров по таким видам страхования, как страхование от несчастного случая – рост в 1,7 раз (12,4 млн), рисковое страхование жизни – в 3,8 раза (до 722 900) и страхование от финансовых рисков – в 11,4 раза (6 076).

Рост количества страховых договоров не спас рынок от падения. По данным Нацкомфинуслуг за 9 месяцев 2015 года страховщики получили от страхователей-физлиц 7,27 млрд гривен валовых страховых премий. Это на 7,2% больше аналогичного показателя прошлого года. Все бы ничего, но уровень инфляции за этот же период превысил 40%. То есть, в реальности рынок страхования физлиц просел как минимум на 30%. В основных видах страхования рост не так уж велик.

Традиционный фаворит — автострахование. Продажи премий выросли, но не так резко. А если сделать поправку на инфляцию, то и вовсе упали. Больше всего страховщикам принесло ОСАГО: 1,8 млрд гривен (+20,3% в сравнении с прошлым годом) или 24,7% всех страховых премий от граждан. Второе место — за КАСКО: 1,49 млрд гривен или 20,5% от всей суммы сборов. Продажи КАСКО увеличились совсем немного — всего на 3,6%.

Крупнейшие компании работают в крупнейших сегментах. Больше всего премий собирают те, кто занимается автострахованием.

Компания Премии, млн гривен
1 АХА страхование 199 654,3
2 Уника 109 938,4
3 Нефтегазстрах 106 442,2
4 PZU Украина 92 008,2
5 Ингосстрах 72 629,0
6 Арсенал страхование 68 090,6
7 ИНГО Украина 56 904,5
8 Интер-Полис 39 305,3
9 Провідна 37 812,1
10 Альфа страхование 34 027,7

По договорам картина совсем иная. Лидер — СК «Европейское туристическое страхование» (ERV). Эта компания продает полисы туристам. На втором и третьем местах — компании, активно сотрудничающие с розничными сетями. Чем велика СК «Ингосстрах»? Она связана с Приватбанком. Такую клиентскую базу поискать.

Компания Договоры, шт.
1 ERV 3 470 240
2 Ингосстрах 2 388 371
3 Арсенал Страхование 2 122 347
4 Оранта 625 612
5 PZU Украина 577 780
6 Альфа страхование 516 974
7 ТАС 291 880
8 Нефтегазстрах 248 375
9 ВУСО 226 549
10 Доверие и гарантия 225 741

Данные: Insurance TOP

Мария Шевчук