ДТП меньше не станет
Новые правила дорожного движения вступили в силу 7 ноября. Их изменили в связи с принятием закона о полиции. Главное изменение для водителей: на дороги возвращаются фото- и видеорегистраторы, а наказывать будут с оглядкой на систему штрафных баллов. «Минфин» спросил у страховых компаний, как новые правила повлияют на цену продуктов для автовладельцев.
Опрошенные страховщики сходятся в том, что автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения и система штрафных баллов со временем дисциплинируют водителей. А это, в свою очередь, должно повлечь уменьшение количества ДТП и, как следствие, снизить цену полисов для аккуратных водителей.
В резкое снижение числа ДТП страховщики не верят. Помешают две беды: плохие дороги и низкий уровень водительской этики. Главная помеха — менталитет. «Закон со временем сможет привести к снижению количества ДТП, но должны произойти определенные изменения в сознании людей, – считает Виктор Панасюк, директор департамента клиентских сервисов СГ «ТАС». — Ведь безаварийная езда, в первую очередь, зависит от культуры вождения». Быстро «прочистить мозги» водителям могли бы высокие штрафы, но в нынешней редакции ПДД они остались без изменений.
Грядут суды
В целом страховщики считают новую систему наказаний неплохой. Но к процедурам есть вопросы. Например, по поводу фактической отмены принципа презумпции невиновности в отношении владельца авто. Ведь по новым правилам неважно, кто именно сидел на месте водителя в момент нарушения. Отвечать будет автовладелец. После фиксации нарушения автовладелец получит сообщение о том, что ему выписан штраф на такую-то сумму, который необходимо оплатить в течение 30 дней. Водитель может обжаловать это решение в течение 10 дней только в судебном порядке. Других вариантов ПДД не предусматривают.
Страховщики прогнозируют, что после того, как начисленные баллы закончатся, автовладельцы завалят суды жалобами о нарушении их прав. Ведь многих будут привлекать к ответственности за нарушения ПДД, совершенные другими лицами. «Мы это уже проходили. В 2010 году Конституционный суд уже запрещал фотофиксацию нарушений, – размышляет Сергей Авдеев, председатель правления СК «Арсенал Страхование». — Посмотрим, как долго проживет это новшество». Скандально известные «Визиры» действительно работали недолго. После череды судебных разбирательств их запретили использовать.
Цены не снизят
Еще одна проблема — деньги. Развернуть повсеместный контроль над дорожным движением можно, но это дорого. «Для эффективной работы необходимо, чтобы система стационарной фото- и видеофиксации нарушений была достаточно разветвленной и всеобъемлющей, – говорит Елена Горшкова, ведущий специалист департамента андеррайтинга и методологи СК «Универсальная». — А это невозможно обеспечить сразу».
К тому же, новая система нацелена против тяжелых ДТП. Олег Коваленко-Кужольный, начальник департамента урегулирования убытков АСК «ИНГО Украина» ожидает сокращения количества сложных ДТП, которые вызваны грубыми нарушениями правил (нарушение правил обгона, проезда перекрестков, серьезное превышение скорости и т.п.). Но большинство выплат страховщики делают по небольшим ДТП. Авдеев из СК «Арсенал Страхование» говорит, что большинство страховых случаев связаны с несоблюдением дистанции и происходят в городах на невысокой скорости. Нередко «цепляют» припаркованные машины. «На эти убытки приходится до 70% портфеля выплат страховой компании, — объясняет он. — Такие риски не уменьшить путем ужесточения контроля или повышения штрафов».
Будут ли компании снижать тарифы? Пока нет. Хотя страховщики и говорят о том, что они могли бы использовать информацию о штрафных баллах при тарификации. То есть, применять скидки или надбавки к тарифу для конкретного водителя, учитывая статистику. «Но подобный подход к тарифообразованию возможен только если страховщики получат доступ к базе штрафных баллов», – поясняет Вадим Грабовый, начальник управления страхования транспортных рисков СК «АХА Страхование». К тому же, на сбор статистики нужно время. Если полиция откроет данные для страховщиков, то они смогут анализировать изменение «портрета» среднего клиента. И прогнозировать количество страховых событий.
Мария Шевчук