Разгадка проста. Данные за прошлый год — это обращения водителей, попавших в ДТП за границей. А на пограничном переходе в Новых Яриловичах проходил пилотный проект программы «Стоп фальшивка». Ее совместно с пограничниками организовало Моторное (транспортное) страховое бюро Украины. Проверяли действительность полисов «Зеленая карта». Автомобильный переход «Новые Яриловичи» невелик. Он обслуживает всего около 200 машин в сутки. Выходит, что с фальшивыми или сфальсифицированными полисами в Новые Яриловичи приехало 0,9% водителей. Много это, или мало?
В прошлом году каждая 67-я «Зеленая карта», предъявленная после ДТП за рубежом (всего их было 3116), была недействительной. По 18-ти фальшивым полисам МТСБУ в 2014 году выплатило 310 000 евро (всего бюро в 2014 году выплатило по «Зеленым картам» 9,6 млн евро). Еще 1,5% полисов оказались фальсифицированными. Но это — только случаи, те случаи, о которых стало известно после ДТП. Сколько фальшивых полисов было всего? В 2014 году было продано 703 000 «Зеленых карт». Если экстраполировать результаты эксперимента в Новых Яриловичах, то выходит, что «неидеальных» полисов было больше 6 000. Выходит, что много.
Почему в «Зеленых картах» много жульничества? «Страховая компания, не имея никаких полномочий в государстве, где произошло происшествие, фактически обязана платить по выставленному счету, не имея возможности провести расследование», — объясняет Сергей Авдеев, председатель правления СК «Арсенал Страхование».
Сейчас полисы «Зеленая карта» выпускает всего девять страховых компаний, имеющих полное членство в бюро. Поэтому большинство полисов водители покупают у агентов. Сжульничать может как клиент, так и агент.
Физика процесса зависит от типа махинации. Фальшивым страховщики называют полис на поддельном бланке. Его могут скопировать на ксероксе, или отпечатать типографским способом. У настоящего полиса есть защитные элементы, как на купюрах. Но в последнее время порой подделывают даже их. Если клиент купил фальшивый полис, то в случае ДТП бюро выплатит компенсацию, но потом может подать в суд на водителя.
Фальсифицированный полис – скорее всего, дело рук агента. Вот пример. В оригинале сертификата агент указал срок действия месяц, а в копию вписал 15 дней. С клиента взял деньги за месячный полис, а страховой компании заплатил за 15-дневный, разницу положил себе в карман. Водитель может узнать о реальном сроке действия полиса уже после ДТП. На сайте МТСБУ есть база (нужна регистрация), в которой можно проверить полис. Понятно, что заниматься этим будет редкий водитель. И самым действенным инструментом может быть фискальный.
До недавнего времени украинские пограничники вообще не интересовались полисом, а иностранные спрашивали его через раз. Вот МТСБУ и взялось изменить ситуацию. Страховщики поддерживают. «С помощью проверок вполне реально сократить снизить количество случаев пересечения автомобилями границы Украины с недействительными страховыми документами», — сказал «Минфину» Валерий Ушневич, заместитель председателя правления СК «Глобус» VIG.
МТСБУ обещает пролоббировать проверку полисов на границе обязательной уже до конца года. Получится ли — вопрос. Нужны деньги. Для проверки пограничникам нужны техника и обучение.
Мария Шевчук