Среди своих достижений председатель отметила 54 банка, которые за последний год «отправились» в Фонд гарантирования вкладов физлиц. Болезненный процесс очищения банковской системы практически завершен, и за это время с рынка действительно ушло множество неликвидных банков, слабых и не оправдывающих доверия. 

Гонтарева также отметила успехи во внутренней трансформации регулятора, и в следующем году пообещала провести на международной конференции «мастер-класс» для других центробанков. Очистка банковского сектора, стабилизация ситуации на финансовом рынке позволили Нацбанку оптимистично смотреть в будущее и его глава, Валерия Гонтарева ожидает реальный экономический рост в стране уже через год.

«Все это обеспечило нам условия для перехода к новой монетарной политике. Мы планируем перейти к всестороннему инфляционному таргетированию до конца 2016 года», — напомнила Валерия Гонтарева. Конечно, это будет происходить только при условии тесного сотрудничества с Министерством финансов, поскольку успешность такой монетарной политики требует отсутствия фискального доминирования. Опыт последнего года свидетельствует, что все запланированное Национальным банком на первом этапе реформы банковского сектора, сделано. Мы уже перешли ко второму этапу — перезагрузке банковского сектора, который планируем завершить в течение года».

Сходятся ли во мнении с регулятором банкиры? Каких шагов от НБУ ожидает рынок в краткосрочной и среднесрочной перспективе? Для того, чтобы оценить ситуацию максимально объективно, «Минфин» обратился за комментариями к участникам рынка и вот, что они обо всём этом думают:

Комментирует Тамаш Хак-Ковач, председатель правления ОТП Банка:

Мы неоднократно говорили, что наблюдаемая активная политика НБУ по реформированию банковской системы и в частности по ее очистке от банков-зомби является смелой и правильной. Мы очень надеемся, что эта политика будет реализовываться систематически, последовательно и до конца. Этой последовательности и исполнения обязательств ожидают от регулятора и внешние кредиторы.

Требовать от регулятора слишком многого было бы несправедливо и неразумно. Перед НБУ стоит очень много задач, которые нельзя выполнить одномоментно. Для выполнения некоторых у него даже нет инструментов (в этом контексте законопроекты, которые призваны усилить независимость Нацбанка, являются объективно необходимыми).

Но нужно понимать, что реформирование банковской системы и монетарной политики, несмотря на всю важность, является лишь инструментом, и даже не самым важным в текущем состоянии дел Украины.

В Украине сохраняются очень серьезные структурные экономические проблемы, которые к тому же сочетаются с не менее сложными проблемами внутренней и внешней политики. Нельзя надеяться, что какая-либо банковская политика сможет быть эффективной без решения, по крайней мере, некоторых из этих вопросов.

Еще одна плохая новость в том, что Украина не может рассчитывать на значительные новые иностранные инвестиции. В виду, мягко говоря, несовершенства судебной, исполнительной и налоговой систем бизнес-климат в стране трудно назвать привлекательным для инвестирования. А без этого развиваться не сможет ни один сектор экономики страны.

Комментирует Роман Лепак, директор департамента организации и стратегии Кредобанка:

В целом, изменения, произошедшие в деятельности Национального банка за последние 6 кварталов, следует оценивать позитивно. Несмотря на наличие сложностей и проблем, у нового руководства НБУ (как у Гонтаревой, так и ее предшественника Кубива) хватило смелости начать реформы в условиях глубокого экономического и финансового кризиса в стране.

Можно сказать, что новое руководство НБУ воспользовалось тем достаточно коротким «окном возможностей» для трансформации его структуры и регуляторных функций, которое «открылось» непосредственно после смены управленческой команды. Не секрет, что выходцам из сложившейся системы или менеджерам, проработавшим в ней сколько-нибудь долгое время, очень сложно решиться на реформы и для настоящего реформирования нужны «варяги». Эту роль сыграл новый состав правления НБУ, из которого большинство членов никогда не работали в центральном банке.

В частности, позитивом можно считать начатое реформирование и трансформацию внутренней структуры НБУ, в первую очередь избавление от неосновных функций и подразделений. Структура НБУ складывалась свыше двух десятилетий и действительно была «исторически» отягощена целым рядом непрофильных функций – начиная с телеканала и ВУЗов и заканчивая избыточной региональной инфраструктурой. Кроме того, внедряемая на протяжении последнего года новая функционально-ориентированная структура центрального аппарата выглядит более удачной и отвечающей мировой практике деятельности центральных банков.

В тоже время не всегда организационные реформы были до конца продуманы и комплексны. В ряде случаев жажда быстрых решений брала верх над осмотрительностью и необходимостью проведения глубокого предварительного анализа.

Уверен, что регулятору еще предстоит уточнять и корректировать свои решения в регистрационно-лицензионной сфере и сфере банковского надзора.

Что касается, проведенного НБУ «очищения» банковского сектора от неплатежеспособных банков, то нельзя сказать, что это заслуга или результат запланированных действий регулятора. В условиях финансового кризиса неплатежеспособность многих банков стала очевидной и начался объективный процесс их выхода с рынка. Главной заслугой НБУ в этой ситуации является то, что регулятор не стал искусственно мешать этому процессу и пытаться спасать нежизнеспособные банки любой ценой, как это бывало ранее. Это большой позитив, так как во многих случаях до этого именно желание избежать громких банкротств и протестных акций клиентов банков было поводом для принятия регулятором ошибочных финансовых решений в сфере рефинансирования или национализации проблемных банков.

Каких шагов ожидает рынок? Рынок, в первую очередь, ожидает смягчения ограничений на валютном и денежно-кредитном рынке, внедренных НБУ еще в 2014 году и с тех пор регулярно продлеваемых.

Во-первых, речь идет об ограничении на сумму суточного снятия иностранной валюты с депозитных счетов. Эта норма фактически блокирует приток валютных депозитов в банки и должна быть как можно скорее значительно смягчена. Во-вторых, необходимо отказаться от ограничения на покупку и перевод валюты для выплаты дивидендов за рубеж, которое крайне негативно влияет на настроения иностранных инвесторов и их инвестиционные планы. 

В среднесрочной перспективе, банкам необходимо понимание каким образом центральный банк видит дальнейшее функционирования валютного рынка и механизмы его стабилизации. Не секрет, что на сегодняшний момент сбалансированность спроса и предложения на валютном рынке во многом обеспечивается за счет внедренных Национальным банком ограничений. Но эти ограничения рано или поздно необходимо будет ослаблять и отменять, поэтому крайне важно понимать, как НБУ будет обеспечивать гибкое курсообразование при одновременном сглаживании спекулятивных волн за счет рыночного инструментария, в частности проведения валютных интервенций.

Рынок должен верить в  то, что у НБУ есть определенные индикативные рубежи допустимого колебания курса гривны и что центральный банк будет их «защищать». Без этого сложно будет представить анонсированный регулятором переход к режиму инфляционного таргетирования, поскольку опыт предыдущих полутора лет показал чрезвычайно высокое влияние девальвационных процессов на инфляционную динамику в Украине.

Комментирует Роман Шпек, старший советник Альфа-Банка Украина:

Безусловно, Национальный банк добился очень многого в сфере своей ответственности. В сжатые сроки (но при этом с широким привлечением рынка и экспертов) была разработана довольно технократичная программа развития финансового сектора до 2020 года, осуществлено множество антикризисных шагов, были заявлены довольно четкие стратегические ориентиры, проведена значительная работа по очистке банковской системы от проблемных банков. При этом сам регулятор очень сильно изменил собственную структуру, отказался от несвойственных ему функций, становясь более похожим на свои западные аналоги. 

Справедливости ради, нельзя не отметить, что банковский рынок и монетарная политика с самого начала стали центральным предметом внимания Международного валютного фонда и прочих кредиторов. Соответственно, от расторопности Нацбанка зависело, будет ли спасена кредитами Украина, оказавшаяся на краю финансовой пропасти. И центробанк с успехом и вовремя выполнял эти задачи. При этом по другим направлениям реформ очень часто активность в лучшем случае пробуксовывала, а то и вовсе откладывалась в долгий ящик. Поэтому успех Нацбанка — это еще и результат того серьезного давления, которое он ощущал. В общем, как в известной притче о лягушке, попавшей в горшок со сметаной. 

В любом случае, реформы в Украине все еще в начальной стадии — это касается и финансового рынка.

До сих пор не решены такие вопросы, как установление единых прозрачных  правил игры на рынке или будущее государственных банков. В самом разгаре диагностика крупнейших банков, на основании которой определятся их потребности в докапитализации. Нормализация кредитования связанных лиц — это «авгиевы конюшни» украинской банковской системы, расчистка которых воистину требует подвига. Сегодня никто в Украине, включая центробанк, не имеет права расслабляться на комплиментах. Немного расслабиться можно будет уже тогда, когда выйдем на докризисные показатели (сейчас долларовый объем ВВП вдвое меньше что докризисного 2013 года, что докризисного 2008 года) и будем устойчиво иметь экономический рост выше, чем у наших западных соседей. А на это нам потребуется еще не один год. 

Кристина Болотова