В Верховную Раду направлен  проект изменений в госбюджет на 2015 год, в котором предложено повысить с 1 сентября 2015 года прожиточный минимум. Будут увеличены размеры минимальной пенсии и зарплаты. Вырастет более 80 видов социальных выплат, зарплат бюджетникам, пособий, компенсаций и стипендий.

Предлагается с 1 сентября прожиточный минимум в месяц на одного человека установить на уровне 1330 грн, для детей до 6 лет – 1167 грн, для детей в возрасте от 6 до 18 лет — 1455 грн, для трудоспособных лиц — 1378 грн, для лиц, которые потеряли работоспособность, — 1074 грн.

Такое повышение коснется свыше 12,5 млн украинцев и правительство дополнительно готово выделить около 10 млрд гривен. Эти выплаты предусматривалось проводить с 1 декабря, но решили внести такое предложение с
1 сентября, о чем заявлял ранее  премьер-министр Арсений Яценюк.

Премьер отметил, что в августе за счет детенизации и борьбы с коррупцией в Государственной фискальной службе удалось дополнительно собрать почти 2 миллиарда гривен налога на добавленную стоимость. Однако, при этом забыл то, что была вынуждена признать министр финансов Наталья Яресько — общая задолженность государства перед бизнесом по НДС составляет 47 млрд гривен. При этом, населению подкидывают еще одну конфету — повышение выплат запланированное с 1 сентября, не повлияет на размер выделяемых  жилищных субсидий, которые уже назначены 2 миллионам 600 тысячам семей на отопительный сезон-2015/16 сроком на 1 год.

По данным Минсоцполитики, с 1 сентября 2015 года все соцстандарты должны вырасти в среднем на 13%. При этом, увеличение зарплат высококвалифицированным работникам бюджетной сферы составит в среднем  18%, а пенсий на 13,2%.

Нас покупают

Такие обещания попахивают популизмом, во многом, не подкрепленном реальными финансовыми возможностями. Только на повышение соцстандартов Кабмину придется потратить 10 млрд гривен, на жилищные субсидии еще раньше предусматривалось 24,5 млрд грн (ориентировочно будут получать до 3 млн семей).

На фоне падения ВВП за первые семь месяцев этого года на 17,2 %, падения производства на 19,5%, снижении объемов в сельском хозяйстве на 3,5% и розничной торговли на 23,5%, падении реальной заработной платы почти на четверть,  официальной инфляции с января по август  в 38,2 % - повышение соцстандартов в среднем на 13% выглядит достаточно двояко: да — явно назрела необходимость проиндексировать доходы граждан, но неизвестно - сможет ли правительство обеспечивать эти выплаты бюджетникам и пенсионерам в следующем году. За 8 месяцев этого года пенсионный фонд уже обеспечил выплату пенсий и денежной помощи 12,3 млн пенсионеров на сумму 165 млрд гривен.

Подводные камни повышения соцстандартов

Бизнес и те же граждане небезосновательно опасаются, что при таких цифрах до повышения соцстандартов есть огромный риск, что при их росте — все заплатят за это новыми высокими налогами. Чиновники бодро рапортуют об остатках более 46 млрд гривен на казначейских счетах, но причина появления таких средств у государства лежит на поверхности и не имеет ничего общего с экономическим ростом — девальвация гривны и инфляция позволили бюджету получить дополнительный ресурс: краткосрочное увеличение поступлений от  НДС, акцизов и ввозных пошлин. Эти деньги обеспечат сейчас возможность правительству выплачивать предлагаемые повышения без эмиссии, но как и за счет чего это будет выполняться уже в 2016 году — чиновники не озвучивают.

Надо быть честными — при текущих экономических показателях, источников для повышения выплат, кроме как за счет повышения налогообложения, эмиссии или взятия новых займов — нет. Единственной альтернативой  неэмиссионному пути  является стимуляция реального сектора экономики, которая возможна только при снижении налогообложения, выведения почти 50% экономики из тени и формировании партнерских отношений между государством, бизнесом и населением.

Позитив от роста количества денег в кошельках

К позитивным факторам повышения соцстандартов можно отнести тот факт, что поскольку получателями данных выплат будут являться самые малообеспеченные слои населения, то основными товарами, которые будут покупаться на эти средства будут первоочередные недорогие продукты питания и возможно оплата коммунальных платежей. Эти услуги и товары производят отечественные производители и таким образом, улучшатся показатели розничного товарооборота и будет поддерживаться украинский производитель.

8 главных угроз для повышения соцстандартов

Общий список наиболее важных экономических вызовов для украинской экономики, способных резко ограничить возможности правительства по повышению социальных стандартов, кроме военных действий в АТО  и конфронтации с Россией:

  1. слабый спрос на товары украинского экспорта из-за неблагоприятной экономической ситуации в мире;

  2. низкий темп реальных экономических реформ и сильное противостояние разных олигархических групп, выражающихся как в политических баталиях, так и в открытой конфронтации кланов;

  3. сильная энергозависимость, низкая производительность труда на фоне большой материалоемкости продукции, сырьевая ориентация экспорта;

  4. коррупция, раздутый и неэффективный госаппарат;

  5. сокращение внутреннего рынка потребления и обнищание большинства населения, резкое сокращение среднего класса как основного двигателя экономического развития и стабилизатора от социальных потрясений. Глобальное материальное расслоение общества на фоне высокого уровня безработицы (официально по методике МОТ до 10 % от трудоспособного населения, а с учетом скрытой безработицы, по данным экспертов, минимум от 13% до 18 % населения);

  6. закрытость экономики на фоне неблагоприятного инвестиционного климата, отсутствие четкой программы реформ в пенсионной, судебной, правоохранительной, пенициарной системах;

  7. недоверие к банковской системе, высокая долларизация экономики, непрогнозируемая фискальная и курсовая политики; высокая стоимость обслуживания госдолга и его высокий удельный вес по отношению к ВВП;

  8. рост экономически неподкрепленных популистких настроений в обществе на фоне политической нестабильности и радикализации взглядов граждан.

 

Украина получила небольшую финансовую передышку. Однако, у страны сейчас ограничены реальные источники значительного увеличения социальных стандартов и об этом следовало бы честно говорить людям. Ресурсы, привлекаемые сейчас в виде международных займов, ни в коем случае не должны идти на очередное проедание и потакание популистским настроениям в обществе. Однако, наращивание производственного потенциала страны всегда занимает значительное время, поэтому часть политиков предпочитает идти по пути увеличения долгов для достижения краткосрочных результатов без осознания того, что это увеличивает проблемы страны для будущих поколений.

Людям, стоящим у власти надо набраться мужества и перестраивать всю основу экономики (в первую очередь, неэффективные государственные монополии) и неработающий аппарат управления, а не делать косметический ремонт фасада страны, оставляя прогнившим его внутреннее состояние и покупая электорат перед выборами очередными популистскими подачками.

Алексей Исаев