В итоге 3 сентября, когда истекал срок действия предыдущего набора ограничений, наиболее примечательным стало увеличение общего объема выдачи банками иностранной валюты с депозитных счетов клиентов. Если раньше такая сумма ограничивалась 15 тыс. гривен, то сейчас верхний предел подобных операций упирается в 20-тысячный «потолок».
Поэтому особого энтузиазма ни у участников рынка, ни у обычных граждан такое послабление не вызвало. Банкиры давно ожидают куда более существенной либерализации валютного рынка, нежели все эти, по большому счету чисто технические решения Нацбанка. Следующая возможность порадовать отечественный бизнес отменой ограничений у чиновников будет 3 декабря – именно до этого времени будет действовать очередная редакция «антикризисных мер» НБУ.
Видимое облегчение
Впрочем, особых иллюзий относительно смягчения валютной политики Нацбанка, к моменту истечения срока текущих ограничений, у отечественных банкиров не было. Как отметил Роман Бондарь, директор по финансовым рынкам Фидобанка, решение регулятора продлить действие большей части валютных мер было совершенно предсказуемым. И действительно, в НБУ уже не раз отмечали, что нужно быть реалистами, и ориентироваться в плане отмены ограничений лишь на весну 2016 года.
«Внесенные Нацбанком изменения – это только первые шаги к будущей либерализации. Безусловно, их стоит называть скорее косметическими, поскольку экономика и банковская система пока еще не готовы к отмене действующих ограничений. Реформы в стране продвигаются очень медленно и не имеют комплексного характера. Как следствие, экономические условия продолжают ухудшаться. Рынок кредитования неактивен, как по причине высоких рисков из-за отсутствия надежных заемщиков, так и в виду дорогих заемных ресурсов» — рассказал «Минфину» Роман Бондарь.
Для Нацбанка было важно сейчас продемонстрировать свою готовность к либерализации, но при этом регулятор дал отчетливый сигнал для рынка, что рассчитывать можно разве что на поэтапное снятие ограничений. НБУ заинтересован в том, чтобы сохранить все ключевые административные рычаги в своих руках. И это выглядит тем более логичным, если учесть традиционное осеннее повышения спроса на валюту, как среди населения (у граждан на руках хранится около 280 миллиардов гривен наличными), так и среди корпоративных участников рынка.
Недовольные банкиры
Но уместные действия с точки зрения НБУ далеко не всегда означают позитивные изменения для банкиров, которые хоть и не ждали мгновенной либерализации, но все же надеялись на послабления в наиболее важных для рынка ограничительных позициях.
«Аварийные» меры, первоначально внедренные как временные, действуют уже больше полутора лет и при этом их ослабление или отмена происходят крайне медленно. Среди ограничений есть несколько, оказывающих отчетливо негативное влияние на настроение и поведение клиентов банков и иностранных инвесторов» — рассказал «Минфину» Роман Лепак, директор департамента организации и стратегии Кредобанка.
По его словам, недавнее увеличение допустимой суммы на снятие валютных депозитов с 15 до 20 тысяч гривен никак не решает существующую проблему. Ведь отток таких депозитов из банковской системы из-за повышения лимита на 5 тысяч гривен (это почти 228 долларов, если считать по официальному курсу НБУ по состоянию на 7 сентября) вряд ли станет существенно меньшим.
«Это ограничение мешает даже стабильным банкам с европейским капиталом привлекать валютные депозиты. Вкладчики не готовы нести валюту в банк, если понимают, что вынуждены будут потом многократно посещать банковское отделение, чтобы забрать свои деньги после истечения срока депозита» — говорит Роман Лепак.
Как заметил Владимир Мудрый, член правления ОТП Банка, банкиры все же надеются на поэтапное смягчение ограничений и на гривневые, и на валютные счета, однако регулятор вернется к вопросу по смягчению валютных ограничений лишь по мере стабилизации ситуации на депозитном рынке.
«Сейчас нашим клиентам проще работать с гривной, здесь не обязательно снимать деньги со счета даже при крупных покупках. Но с валютой так поступить нельзя, валютные средства нельзя перебросить на карточный счет третьего лица, равно как и пополнить в долларе или евро чужой счет» — отметил он.
Недовольны банкиры и до сих пор действующим ограничением на продажу населению наличной валюты на уровне 3 тысяч гривен, что фактически вытолкнуло большую часть мало-мальски крупных валютных операций (от 1 тысячи долларов и выше) на внебанковский «черный» рынок.
Как подчеркивает Роман Лепак, указанное ограничение следует значительно смягчить и увечить максимально допустимую сумму продажи наличной валюты через кассы банков «хотя бы» до эквивалента 20-25 тысяч гривен.
Вездесущая нестабильность
Впрочем, в НБУ уже заявили о возможности для так называемой «новой волны» либерализации, которая может состояться уже до конца сентября. По словам замглавы Нацбанка Олега Чурия, в первую очередь чиновники регулятора рассматривают вопрос снятия ограничения на покупку и перевод валюты для выплаты дивидендов за рубеж.
Это также один из серьезнейших моментов валютного давления со стороны НБУ, так как он во многом делает бессмысленной работу в Украине для иностранных инвесторов. Это ограничение действует еще с 2014 года и во многом именно оно обеспечивает довольно слабую статистику по притоку иностранных инвестиций в украинскую экономику.
Кроме этого, в Нацбанке рассматривают и изменения в правилах обязательной продажи экспортерами валютной выручки.
Однако осторожные прогнозы банкиров относительно возможной валютной либерализации от НБУ только подтверждают их опасения насчет будущего украинской экономики. Ситуация слишком нестабильна, а это значит, что основные валютные ограничения от Нацбанка пока останутся в силе.
Сергей Шевчук