— Виктор Владимирович, как отразилась информация о санкциях на работе банка?
— Информация о санкциях существенного влияния на работу банка не оказывает. Мы продолжаем работать стабильно, в штатном режиме, без каких-либо дополнительных ограничений. В санкционном пакете есть ограничения на проведение расчетов с юридическими и физическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Крыму.
Банк Проминвест не работает в Крыму и не имеет активов и клиентов в этом регионе. Также есть ограничения на заимствования на международных рынках капитала: существует запрет на привлечение фондирования на американском и европейском рынке на срок более 30 дней для поддержания ликвидности, но эти ограничения уже нас коснулись с введением санкций год назад против нашего акционера – Внешэкономбанка.
Ничего нового с точки зрения ограничений в этом пакете по отношению к Проминвестбанку нет. Проминвестбанк не использует международное фондирование вот уже два последних года. И при этом банк имеет более 3 млрд. грн. ликвидности на 01.08.15 года.
— А как клиенты восприняли это сообщение?
— Без волнений клиентов не обошлось. И это вполне естественно: ситуация в целом нестабильная и клиенты думают в первую очередь о сохранности своих сбережений. В первые 2-3 дня после появления новости к нам поступали запросы от клиентов. В основном просили разъяснить суть новости. Но через несколько дней, когда банк показал, что причин для беспокойства нет, что платежи уходят вовремя, банкоматы пополняются наличными и т.д., количество запросов практически сошло на нет.
В сложившейся ситуации мы отдаем себе отчет в том, что Проминвестбанк в Украине работает как под увеличительным стеклом: каждое наше действие рассматривается очень тщательно. Но это нас не пугает. Мы ощущаем серьезную поддержку акционера и не сомневаемся в его финансовых возможностях по поддержке Банка в случае необходимости. За все прошедшие шесть лет с момента смены акционеров ПИБа не было ни одного случая невыполнения Банком своих обязательств перед клиентами. Уверен, что не будет таких случаев и в дальнейшем.
— Общая политическая ситуация и настроения в обществе отражаются на поведении клиентов?
— Миграция клиентов сегодня происходит во всех банках. И причины здесь кроются не только в обострении политической ситуации. Рынок наводнен слухами о возможных банкротствах банков, напуган действующими ограничениями по распоряжению валютными вкладами, возможными нововведениями. В то же время хочу особо подчеркнуть, что все, кого беспокоил вопрос «национальности» капитала, уже давно приняли свое решение: продолжать обслуживаться, уходить или уменьшать объем сотрудничества с тем или иным банком. Мы благополучно пережили миграцию клиентов. И сегодня можем констатировать, что многие из них вернулись, убедившись в надежности Банка. У нас наблюдается прирост клиентской базы, вкладчики и компании доверяют нам свои деньги.
— Как-то у вас все слишком радужно, многие банкиры ведь до сих пор говорят, что привлекать новых клиентов, а тем более вкладчиков, очень сложно…
— Многое зависит от того, как конкретный банк вел себя в отношении клиентов в разгар банковского кризиса. Вспомните, совсем недавний «банкопад», когда, казалось, ещё вчера надежные банки закрывались друг за другом, не сумев преодолеть кризис ликвидности. Мы выстояли. Не хочу сказать, что это было легко, но ещё раз подчеркну особую поддержку в это время акционера. Те клиенты, которые ушли от нас, не могут пожаловаться на проблемы в обслуживании. Платежи у нас не задерживались и не «зависали», а держатели наших кредитных карт не знали и не знают, что такое дополнительные ограничения или какие-то лимиты на операции с их картами.
Наши банкоматы всегда были загружены наличными деньгами. Сравните с поведением других банков, которые «придерживали» клиентские деньги и таким образом пытались выживать. Кого-то это спасло, кого-то — нет. Возможно прозвучит парадоксально, но именно эти испытания на прочность помогли нам продемонстрировать устойчивую работу в самых экстремальных ситуациях, заработать дополнительные баллы в глазах своих клиентов. Люди, которые обслуживаются в нескольких банках одновременно, могли наблюдать и сравнивать.
С точки зрения рыночной — сугубо банковской конкуренции — мы достойно прошли эти сложные испытания, не оставив недовольным ни одного клиента. Сейчас мы нацелены только на рост, расширение нашего присутствия на рынке и укрепление позиций.
— Вы можете проиллюстрировать свои утверждения фактами?
— Конечно. Проминвестбанк показал прогресс по ряду основных бизнес-показателей, несмотря на сложные экономические, рыночные и политические условия, установившиеся на украинском банковском рынке. Банк занимает 4 позицию по рейтингу НБУ по активам. У нас обслуживаются более полумиллиона клиентов юридических и физических лиц. Банк входит в число крупнейших банков страны по объему депозитов. Объём средств клиентов на 1 июля текущего года составил 17 миллиардов гривен.
Не буду отрицать что мы, как и остальные банки, представленные на рынке, подверглись снижению ликвидности — это был объективный вызов для всей системы. Мы этот «рыночный шторм» преодолели. Мы провели первый раунд докапитализации на 287 млн долларов в конце 2014 года. В 2015 г. еще увеличили капитал на 303 млн долларов и до конца 2016 года планируем еще увеличение.
Думаю, что эти цифры свидетельствуют о нацеленности на долгосрочное присутствие и стабильную работу Проминвестбанка в Украине. Такими показателями могут похвастаться далеко не все коллеги по банковскому рынку, хотя их санкционные ограничения не коснулись.
У нас высокая ликвидность, к нам обращаются коллеги по рынку за межбанковскими кредитами: на межбанковском рынке Проминвестбанк размещает свободную ликвидность на сумму свыше 1 млрд гривен.
— Не чувствуете ли вы негативного отношения по отношению к себе со стороны регулирующих органов?
— Нет, не чувствуем. Проминвестбанк входит в первую группу классификатора НБУ по размерам активов, в группу «крупнейшие». Проминвестбанк, согласно классификации Нацбанка Украины — один из системообразующих банков как на рынке, так и в экономике в целом. Как я уже упоминал — мы работаем на украинском рынке под пристальным вниманием. Это же касается и позиции регулятора. Как известно, уже достаточно давно со стороны Нацбанка действует режим усиленного мониторинга деятельности банков.
Это как бы дополнительная защитная опция для клиента. К нашей деятельности или экономическим показателям нет претензий, как со стороны НБУ, так и со стороны клиентов. Мы особо благодарны регулятору за его позицию: банки не разделяются на украинские, российские или западные. Все они — часть украинской финансовой системы, составляющая экономики страны, и также все могут рассчитывать на равное отношение к ним регулятора.
— Недавно Проминвестбанк получил статус банка-агента по выплатам Фонда гарантирования вкладов. Зачем вам это?
— Выбор Фонда в нашу пользу – это ещё одно свидетельство высокого уровня устойчивости Банка. Банки-агенты Фонда гарантирования — это почти элитный клуб, в который входит менее двух десятков банков из всей системы. При выборе банков ФГВФЛ достаточно требователен к надежности банка, к тому, как он выполняет экономические нормативы, а их в данном случае лучше выполнять с «запасом».
Возможности контроля и мониторинга деятельности банков-агентов у ФГВФЛ сегодня не хуже, чем у НБУ. Естественно, любой банк-агент должен продемонстрировать Фонду операционные возможности по обслуживанию клиентов проблемных банков — наша инфраструктура, отделения Проминвестбанка, позволяют обслужить клиентский поток, измеряемый десятками тысяч. Во-вторых, вхождение Проминвестбанка в перечень банков-агентов ФГВФЛ — часть нашей обновленной рыночной стратегии, которая предполагает расширение нашего присутствия в розничном сегменте. Не секрет, и практика уже показала, что многие клиенты проблемных банков становятся клиентами банка-агента, оставляют заметную часть полученных компенсаций, пользуются его банковскими продуктами.
Вкладчики «прогоревших» банков — это сложная, но очень перспективная категория клиентов. Наша задача — показать таким людям все преимущества сотрудничества с Проминвестбанком от момента, когда вкладчик проблемного банка впервые переступит порог отделения ПИБа, до того времени, когда он станет нашим лояльным клиентом. Практика многих банков-агентов показала, что это сверхсложная, но выполнимая задача. Это своего рода профессиональный вызов всей команде Проминвестбанка — от правления и клиентских служб до уровня менеджеров отделений на местах.
— Какие направления банковского бизнеса для вас являются самыми перспективными в период кризиса?
— Проминвестбанк традиционно считался корпоративным банком. Сейчас мы также намерены развивать розничное направление бизнеса. Мы активно наращиваем клиентскую базу и нам есть над чем поработать. Недавно мы запустили ряд крупных совместных проектов с системными партнерами. Например, скидочная программа с национальной сетью АЗС Shell: гривна экономии на каждом литре топлива — заметное преимущество для использования именно нашей карты.
Другой пример: совместный бонусно-скидочный проект с сетями аптек «Аптека низких цен» и медицинских лабораторий «Синэво». Наша «Карта здоровья» позволяет получать скидки или бонусы, достигающие 20% от суммы потраченных денег — это весьма заметная экономия. Общеизвестно, что сегодня у среднего украинца в бумажнике лежит 3-5 банковских карт, банкам уже «тесно» в этом сегменте. Конкуренция уже не столько за деньги, а просто за внимание клиента, за активное пользование картой.
Поэтому очередная — новая — должна быть в разы сильнее привычных по скидкам, бонусам, возможностям получить дополнительные сервисы. Задача — потеснить в повседневном использовании те карты, которые были у человека до сих пор. Поэтому мы сейчас активно расширяем и вскоре начнем активно продвигать в национальном масштабе существенные скидочно-сервисные «начинки» для держателей наших карт.