Что стоит за отменой госзаказа на выпускников вузов и как это скажется на рынке труда в стране

Лишние экономисты

Сегодня украинский рынок труда переживает непростые времена. В первую очередь на него влияет экономический кризис, но есть и другие факторы – не всегда заметные, но не менее важные. Одним из таковых является образовательная политика государства.

Еще в далеком 2005 году Счетная палата Украины проверила использование средств госбюджета для подготовки кадров по экономическим специальностям. Речь шла о высших учебных заведениях. Выводы проверяющих были неутешительными: «Отсутствие со стороны Минобразования эффективных решений в сфере подготовки специалистов привело к их «перепроизводству» по экономическому направлению, увеличению среди них безработных, в результате чего создаются социальные проблемы в государстве».

Годом ранее около 1,5 млрд гривен (при курсе 5,3 грн/$) было потрачено «фактически на содержание учебных заведений». Вузы в 2004-м просто искусственно завысили государственный заказ по направлению «Экономика и предпринимательство» на 1751 человек по приему (при плане в 13 354 чел.), и на 1973 – по выпуску (при плане в 12 810 чел.). В результате убытки государства превысили 10 млн гривен.

Изменилась ли впоследствии государственная политика в отношении избыточного выпуска экономистов, а также юристов? Увы, нет.

Студентов больше школьников

Образовательные диспропорции появились еще в самом начале становления Украины как независимого государства. В 1990/1991 учебном году в стране насчитывалось 742 профессионально-технических училища и 149 вузов, а в 2013/2014 году их соотношение уже было 478 к 325. Соответственно, число высших учебных заведений возросло более чем вдвое.

Пока закрывались фабрики и заводы, стремительными темпами открывались частные вузы. Украина прощалась с индустриальной экономикой, устремившись в эпоху экономики услуг. Банкиры и юристы стали главным маркером социального успеха.

Количество населения, ринувшегося грызть гранит высшей науки, увеличилось с 881 000 в 1990/1991 до 2,4 млн в 2007/2008 годах. Именно с учебного сезона 2007/2008 страна погрузилась в ситуацию абсурда – количество принимаемых в высшие учебные заведения абитуриентов превышает количество выпускников школ. На это положение вещей наслоились глубокие структурные диспропорции государственного заказа.

Щедрый госзаказ

Самое обильное финансирование государственного заказа за последние 10 лет было запланировано в 2007 году для сезона 2008 года. Следующий всплеск «государственной щедрости» был в предреволюционном 2013 году. При этом разрыв между объемами финансовых вложений в высшее и профессионально-техническое образование стремительно вырос – с 4 до 13 раз.

И только в текущем году, очевидно, под влиянием хронической нехватки рабочих рук на предприятиях ВПК, госзаказ на рабочие специальности увеличился в 2,3 раза. Одновременно произошло резкое сокращение финансирования госзаказа на носителей высшего образования.

Финансирование ежегодного государственного заказа, тыс. долларов

Год

Высшее образование

Профессионально-техническое образование

2007

1458

390

2008

2195

546

2009

1578

380

2010

1915

479

2011

1967

124

2012

2156

141

2013

2262

168

2014

1531

118

2015

                    842

                                  276

*по среднему курсу на соответствующий год

Цифры госзаказа на рабочую силу в 2015 году, указанные в постановлении Кабмина, не коррелируют с абсолютными показателями учебных мест, которые устойчиво уменьшаются, несмотря на двукратное увеличение финансирования.

Государственный заказ на некоторые рабочие специальности, тыс. человек

Год

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Кол-во учебных
мест
223 224 202 226 199 207 193 176 169

Традиционно в 2015 году среди профессионально-технических училищ  наибольшая доля госзаказа пришлась на работников общественного питания (27 000 человек), электриков (22 000), строителей (21 000), автомехаников (13 200), работников сельского хозяйства (13 300) и швейного производства (7300).

Передовая высокотехнологичная подготовка рабочих кадров в Украине практически не ведется. Страна фиксирует сырьевую модель сельского хозяйства – по профилю переработки сельскохозяйственной продукции ежегодно выпускается не более 55-100 человек.

По линии производства электронной техники образование получают 360 человек в год – едва наберется на сборочный цех. Для производства авиатехники – 50 человек. Даже «хлеб» украинской экономики – металлургия – получает ежегодно менее тысячи рабочих.

Но вернемся к государственной политике в сфере высшего образования.

Пиарщик как вершина профессиональной мечты

Сегодня в Украине насчитывается 520 вузов государственной (включая коммунальную) формы собственности и 144 частных. Из них 277 III-IV уровня аккредитации.

Гордое звание университета носит 175 заведений, а академий – 66. Техникумов осталось 59 и училищ – 87. При этом лишь 27,7% всех выпускников вузов в 2014 году получили направление на работу.

Причину невостребованности молодых специалистов понять нетрудно. Достаточно взглянуть на статистику государственного заказа за последние семь лет.

Ежегодный государственный заказ на бакалавров по некоторым специальностям, чел.

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Экономика и менеджмент

17 593

18 177

11 888

15 027

13 692

13 122

10 125

Право

10 179

10 461

8500

9499

9430

9070

6845

Компьютерныенауки

6180

6189

5144

7016

7217

7660

7100

Педагогика

6657

6397

5730

6545

6394

6150

4410

Строительство и архитектура

5876

5855

4611

5065

5415

5065

4020

Медицина

4249

4443

4788

4788

4823

5460

5475

Сельское хозяйство

4571

4711

4214

4633

4628

4270

3550

Электротехника

3599

3652

3087

3623

3566

3383

2944

Биология

1821

1868

1501

1780

1700

1680

1300

Физика

1429

1425

820

1345

1300

1200

900

Электроника

991

1026

897

1185

1160

1080

920

Химия

970

960

714

902

905

845

780

Металлургия

862

871

461

860

795

730

520

Авиация икосмонавтика

533

660

464

675

639

632

645

Военные  науки

642

737

756

975

626

735

1762

Легкая промышленность

405

449

368

450

415

400

350

В итоге мы получаем тотальное и долговременное доминирование экономических и правовых специальностей. Финансистов и юристов в Украине выпускали не только множащиеся, как грибы после дождя, частные вузы, но и государственные институты.

Причины подобной образовательной политики лежали в глубине социальных пертурбаций общества и изменения ценностей. Труд рабочего и инженера стал непрестижным и ущербным. Все хотели сидеть в банках и зарабатывать огромные деньги. И тенденция эта, как видим, актуальна до сегодняшнего дня: теперь в тренде столь модный PR.

Если проанализировать наибольший и наименьший конкурс на бюджетные места по крупнейшим вузам страны в текущем году, картина получается следующей:

Итак, в 2015 году, в разгар кризиса рынка труда, абитуриенты по-прежнему предпочитают экономические и гуманитарные дисциплины в ущерб инженерным и техническим. В Национальном университете строительства и архитектуры – самый маленький конкурс на архитектуру, а в столичном КПИ – самый маленький конкурс на машиностроение. Зато желающих обучаться рекламе и пиару – хоть отбавляй.

Конечно, по абсолютным показателям в отраслевых вузах бюджетных мест больше именно на профильные специальности, но сам факт предпочтений  абитуриентов настораживает. Последствия подобных предпочтений хорошо видны в статистике сайта по поиску работы hh.ua.

Топ-5 профессиональных сфер с самой высокой конкуренцией, соискателей на одну вакансию

Высший менеджмент

17,4

Начало карьеры, студенты

14,7

Юристы

9,9

Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия

7,9

Транспорт, логистика

6,3

 

Топ-5 профессиональных сфер с самой низкой конкуренцией, соискателей на одну вакансию

Медицина, фармацевтика

2,3

Информационные технологии, интернет, телеком

2,2

Продажи

2,0

Консультирование

1,6

Страхование

1,1

Как результат подобной политики – учат студентов одному, а работают они, если повезет, совсем в других сферах.

Результаты опроса* «Отвечает ли характер вашей нынешней  работы вашему профессионально-образовательному уровню?», %

Сфера

Да

Нет

Тяжело сказать

Сейчас не работаю

Медицина, фармацевтика

26,8

16,4

7,9

48,7

Информационные технологии, интернет, телеком

28,2

26,7

9,0

35,4

Продажи

28,2

22,8

6,8

42

*Институт социологии НАНУ, выборка 1800 чел.

Минэкономики и Минобразования не видят друг друга

Украинская экономика по факту скатывается в сырьевую парадигму и не требует высококвалифицированных специалистов – они попросту со студенческой скамьи покидают страну или становятся безработными. Какова сегодня структура отечественной экономики? Это сельское хозяйство, металлургия, добыча ресурсов, транзит (транспорт) и стремительно исчезающее машиностроение.

Странно видеть ограниченный государственный заказ на металлургов или, например, специалистов легкой промышленности, учитывая множество швейных цехов, работающих на западные бренды. При этом, судя по сайтам с вакансиями, такого количества юристов и экономистов стране не нужно.

С другой стороны, при сокращении производства, закрытии фабрик и заводов падает спрос и на инженерные специальности. Но важно понимать, что если Украина прекратит обучать инженеров, физиков, биологов, мы потеряем научные школы и преемственность поколений в профессиональной среде.

Сравнивая госзаказ на высшее образование и рабочие специальности, мы видим, что они не кореллируются по экономическим и профессиональным сферам.

В то же время Минэкономики прогнозирует, что в ближайшее время наибольшей будет потребность в самых простых профессиях в сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг. Объективным является рост спроса на продавцов и демонстраторов. Наблюдается спрос на рабочие профессии – строителей, специалистов транспортной сферы, добычи полезных ископаемых.

Также министерство надеется на дальнейшее развитие экономики и увеличение спроса на инженерные кадры, профессионалов в сфере физики, математических и технических наук, специалистов IT-сферы. При этом адаптация к стандартам ЕС вызовет дополнительную потребность в работниках металлургической и машиностроительной отраслей.

К сожалению, прогноз чиновников не указывает, какую именно продукцию машиностроения будет покупать у нас Европа.

Смерть госзаказа

Массовый спрос на высшее образование совпал с потребностью руководства государственных вузов сохранить бюджетное финансирование. Учебные заведения государственной формы собственности не имели возможности удовлетворить спрос на обучение всех желающих, что привело к неконтролируемому росту количества частных вузов с прогнозируемым ухудшением качества образования.

Подавляющее предложение новых учебных мест, как в частных, так и государственных вузах, создавалось в «гуманитарной» плоскости – экономика и право. Эти дисциплины не требовали дорогой материальной базы, в отличие от технических специальностей, и пользовались постоянным спросом.

Начиная с 1991 года в Украине резко сократилась рождаемость (с 657 000 детей 1990 года до 377 000 в 2001-м). А в 2008 году окончили школу те, кто родились в 1991-м. И начиная с этого года, в вузах наметился дефицит абитуриентов. С каждым годом количество поступающих падает.

В долгосрочной перспективе наличие высокого процента людей с высшим образованием (пусть и безработных сегодня) является благом для страны. Они переобучаемы, более сознательны, законопослушны, а главное – становятся конкурентным преимуществом государства в международном разделении труда.
Государственный заказ на подготовку конкретных специалистов будет упразднен.

Скорее всего, 2015 год станет последним для него. По словам директора Аналитического центра CEDOS Егора Стадного, отмена финансирования университетов через госзаказ означает, что будет изменен механизм распределения этих же государственных средств.

Высшие учебные заведения будут получать не бюджетные места, а по-разному сконфигурированные блочные гранты. Соответственно, вузы будут самостоятельно решать, куда их направлять.

Нобелевский лауреат Мильтон Фридман в своем эссе «Капитализм и свобода» настаивал на равном доступе к государственному финансированию частных и государственных вузов. Деньги должны идти через субсидирование конкретного студента, и уже он будет определять по своему усмотрению нужное для него учебное заведение.

О целесообразности такого подхода можно спорить, но то, что он привел бы к настоящей конкуренции, повышению уровня образования и, как следствие, к соответствию рынку труда – сомнений не вызывает.

Юрий Шпак