Изданию удалось узнать ряд подробностей этого резонансного дела. Речь идет о 4 млрд грн рефинансирования НБУ, которые были получены Дельта Банком в 2014 году, то есть за год до введения в банк временной администрации. Наши источники утверждают, что люди Лагуна поступали довольно просто: выдавались кредиты на связанные компании, которые в свою очередь переводили деньги по фиктивным контрактам на оффшорные счета в Латвии.
Ключевыми фигурантами являются Николай Лагун (акционер и председатель набсовета банка), председатель совета директоров Елена Попова и первый заместитель председателя совета директоров Виталий Масюра, который собственно курировал международные платежи банка.
То, что деньги выводились на связанные компании сомнений не вызывает. Например, директорами компаний Бони и Клайд, Эплада, Зерноинтерторг, Домотех-опт фигурируют бывшие штатные сотрудники Дельта Банка Н. Кормаченко, А. Дзян, Р. Искрицкий, С. Козюк. Собственником и директором ТОВ «Агроновоком» фигурировал некий Евгений Крючков, который является родственником (братом супруги) первого зама главы Дельта Банка Виталия Масюры. В общей сложности, через 12 подставных компаний в оффшор было выведено около 535 млн долларов.
Нам удалось выяснить что Каргилл не имеет никакого отношения к истории о незаконном выводе из Дельты 535 млн долларов в оффшор. Но Каргилл имеет отношения к другой не менее интересной истории о выводе кредитных активов из банка на сумму 100 млн долларов.
Во-первых, речь идет не о Каргилле в целом, а об одном из его подразделений – Cargill Financial Services International — CFSIT. Это отдельная финансовая компания, которая, по сути, занимается кредитованием. Когда-то эта компания прокредитовала украинский банк Укрпромбанк на сумму около 85 млн долларов. Когда Укрпромбанк был признан неплатежеспособным, его кредитный портфель был выкуплен Дельтой. Соответственно ряд обязательств Укрпромбанка, включая долг перед финансовой компанией Каргилл, перешли к Дельте. Так, еще в 2010 г. Дельта стала должником Каргилла на сумму 85 млн долларов США. Этот долг был конвертирован в капитал, что сделало Каргилл акционером Дельты на 30% уставного капитала банка.
Мрачные перспективы Дельты стали понятны еще в 2014 году. Акционеры и руководство банка начали готовиться к падению банка. Поэтому еще в 2014 году руководство Дельты и менеджеры Каргилла разрабатывают схему по спасению инвестиций Каргилла (кстати, в ущерб интересам клиентам банка). Суть схемы сводится к двум простым вещам: путем выпуска фиктивных аккредитивов создать новую фиктивную задолженность Дельты перед Каргиллом; затем обменять фиктивную задолженность Дельты перед Каргиллом на реальную задолженность различных заемщиком перед Дельтой. В результате ряд заемщиков перестают быть должниками Дельты и становятся должниками Каргилла. А в обмен на это Дельта ничего не получает.
Здесь следует отметить ряд важных моментов:
1) Каргилл безусловно имеет право защищать свои инвестиции. Но нельзя для этого использовать выпуск фиктивных аккредитивов и незаконные зачеты требований.
2) Каргилл неудачно вложил деньги в Укрпромбанк. Потом пытался спасти эту инвестицию через вход в капитал Дельты. Когда стало понятно, что Дельта падает, Каргилл теперь пытается спасти эту инвестицию доморощенными схемами через фиктивную задолженность и зачеты. Естественно, досадно терять деньги. Но неудачные вложения – это часть бизнес реалий. Нельзя неудачную инвестицию пытаться спасать незаконными методами, а незаконные методы пытаться прикрывать репутацией компании. Тем более, что речь идет не столько об американском Каргилле, сколько о его российском подразделении в Москве. За разработкой схем по незаконному выводу активов из Дельты на 100 млн долларов США стоят два сотрудника московского офиса Cargill Financial Services International: Иван Киселев и Роман Гусейнов.
3) То, что Дельта должна деньги Каргиллу, это факт. Другое дело, что сейчас в Украине очень много людей и компаний, которым Дельта должна деньги. То, что Каргилл является еще и акционером банка который довели до неплатежеспособности, не только не дает Каргиллу никаких привилегий, а наоборот, накладывает на Каргилл ограничения в плане погашения долгов. А пока со стороны выглядит так, что Каргилл, будучи одним из акционеров неплатежеспособного банка и имея связи с Н.Лагуном, Е.Поповой и В.Масюрой, пытается незаконными схемами вытаскивать деньги из Дельты, в то время как тысячи физлиц и компаний не могут это сделать. При этом, Каргилл, как один из акционеров, не может не нести ответственность за неплатежеспособность банка. Зачем Каргиллу было нужно создавать новую фиктивную задолженность, если у Каргилла и так были законные финансовые требования к Дельте еще со времен Укрпромбанка? А дело в том, что Роман Гусейнов и Иван Киселев хотели вывести активы из банка в условиях временной администрации, когда делать это запрещено законом. То есть, двое сотрудников московского офиса Каргилла хотели элегантно обойти законы Украины, прикрываясь американской компанией, репутация которой действительно безупречна.
4) Стало известно несколько деталей. В СМИ упоминались две компании: «Ильичевский зерновой порт» и «Стройбуд Ильичевск». Несколько фиктивных аккредитивов были использованы для погашения задолженности именно перед этими компаниями. Есть информация о том, что эти компании принадлежат Николаю Лагуну и Виталию Масюре. Эта информация косвенно подтверждается следующим: в компании Ильичевский зерновой порт работает Юлия Масюра (сестра Виталия Масюры), которая ранее работала в Дельта Банке; а в компании Стройбуд Ильичевск директором является Павел Бородин (супруг Юлии Масюры). В компании Ильичевский зерновой порт также работал упомянутый выше Евгений Крючков, который является братом супруги Виталия Масюры. Налицо с одной стороны связанность этих компаний с Виталием Масюрой, бывшим топ-менеджером Дельты, а с другой стороны мы видим, что именно этим компаниям списывается задолженность перед Дельтой, в то время как тысячи граждан и компаний потеряли в Дельте свои деньги.
Даже после падения Дельты, теперь уже бывшие руководители Дельты пытаются нажиться. Помогают им в этом сотрудники московского подразделения финансовой компании Каргилла – Иван Киселев и Роман Гусейнов. Каждый преследует свои цели, но объединяет их незаконность действий. Американский менеджмент Каргилла может искренне не понимать, что на самом деле происходило и происходит вокруг отношений Каргилл-Дельта. И речь идет не о Каргилле как о компании, а об отдельных сотрудниках московского подразделения CFSIT. А еще больше речь идет о бывших руководителях Дельта банка, которые сначала вывели рефинансирование НБУ в оффшор, затем довели банк до неплатежеспособности, а потом еще выпустили фиктивные аккредитивы, чтобы вывести оставшиеся активы. Как обычно, когда речь идет о больших деньгах, все выглядит сложно, но на самом деле все просто.
Если говорить о Каргилле, то они пытаются спасти свои деньги и Каргилл можно понять. Только нельзя выходить за рамки правового поля и лучше не связываться с аферистами.