Напомним, что 1 июля закончился период тестовой эксплуатации электронного администрирования НДС. Теперь все предприятия обязаны регистрировать все налоговые накладные в реестре в течение двух недель. То есть не позднее 15 июля все налоговые накладные уже должны были быть внесены в реестр. Кроме того, заявлять налоговый кредит по НДС можно только в пределах сумм, накопившихся на спецсчете плательщика. Иначе говоря, нынешняя система вынуждает предприятия «замораживать» деньги на спецсчете, чтобы иметь возможность нормально вести хозяйственную деятельность.
Логика властей вполне понятна: фиктивное возмещение НДС уже долгие годы остается одной из самых коррумпированных схем, ежегодно наносящих бюджету убытки на миллиарды гривен. Если все налоговые накладные регистрируются в одном реестре, то цепочки фиктивного возмещения вскрываются очень быстро. Отчаявшись справиться с махинаторами традиционными способами, государство ввело тотальный контроль и вполне успешно пресекает действия мошенников.
Претензии бизнеса тоже логичны: в условиях финансового кризиса направлять на неопределенный срок оборотные средства на НДС-счета очень непросто. Есть и ряд других претензий, в том числе непонятные формулы расчета и не отлаженный механизм работы. Журналисты опросили два десятка бизнесменов, что им не нравится в электронном администрировании НДС и составила своеобразный рейтинг претензий к системе НДС-счетов.
Вымывание средств
На эту трудность пожаловались почти все респонденты. Учитывая, что денег у предприятий и так хронически не хватает, а доступа к кредитным ресурсам нет, замораживание средств на спецсчетах весьма ощутимо бьет по карману бизнесменов. Де-факто, внося заранее НДС, бизнес кредитует государство на крайне выгодных для последнего условиях – беспроцентно. А зачастую потом еще и вынужден практически вымаливать у государства возмещение НДС. Несмотря на многолетние разговоры, система автоматического возмещения НДС работает с большим скрипом.
В итоге, не имея достаточных средств для аккумулирования на спецсчетах, предприятия наращивают долги, не выплачивают зарплату и не рассчитываются с поставщиками, лишь бы не попасть на штрафы.
Другая особенность новой системы: необходимость постоянного контроля наличия средств на спецсчете. Учитывая, что крупные компании (например, продуктовые торговые сети), ежедневно обрабатывают десятки тысяч накладных, дополнительный контроль и необходимость жесткого планирования торговых операций доставляет изрядные трудности.
Технические тонкости
Подавляющее большинство предприятий жалуются на нестабильную работу единого реестра налоговых накладных: часто система «стоит» и данные в реестр внести не удается. Кроме того, нет единой универсальной программы: каждое предприятие может использовать свое программное обеспечение. Разные алгоритмы работы и другие технические нюансы затрудняют обработку информации. Более того – у некоторых компаний вообще нет программы, способной принимать накладные на утверждение, поэтому они получают документы уже из реестра. Это приводит к потере времени и трудностям в работе.
В итоге из-за не отлаженной системы бизнес испытывает определенные трудности с использованием электронных НДС-счетов. Вместе с тем, предприниматели отмечают, что если техническую трудности будут преодолены (отрегулируют процесс передачи, внедрят единое бесплатное ПО, обеспечат стабильность связи), то реестр налоговых накладных станет вполне удобным и эффективным инструментом.
Отправка «на флажке»
Эта трудность относится, скорее, не к самой работе системы электронного реестра накладных, а к человеческому фактору. Многие украинские бизнесмены традиционно откладывают регистрацию накладных на последний день. Это объясняется несколькими причинами: и новизной системы НДС-счетов, и недостаточным знанием особенностей внесения накладных в реестр, и неготовностью к работе с новым продуктом, и банальным разгильдяйством. В итоге в последние дни система из-за резкого увеличения количества обращений работала нестабильно, ряд накладных в реестр вносился с опозданием. Информация к контрагентам попадала с опозданием, что усложняло их работу.
Другая сторона человеческого фактора: часто в спешке данные вносились некорректно, встречались и ошибки в суммах, и в текстовых полях. На выявление и исправление этих ошибок требовалось время, что также основательно тормозило работу предприятий, ожидавших появления накладных в электронном реестре.
Правки в ПО в ходе тестовой эксплуатации
О том, что программное обеспечение дорабатывалось практически на ходу – уже в ходе тестовой эксплуатации системы электронных НДС-накладных, журналистам сообщило несколько предпринимателей. Остальные, впрочем, особых изменений не заметили, лишь сетуя на неудобную в использовании систему. Другие же отметили, что непривычного человека постоянные изменения в системе могут изрядно сбить с толку. При этом с тем, что система нуждается в дальнейшей доработке, не спорил ни один из опрошенных предпринимателей, а значит дальнейшие изменения в ПО неизбежны.
Недобросовестные контрагенты
Система электронных НДС-счетов работает всего полмесяца, но ряд компаний уже жалуются на поведение контрагентов. Дело в том, что у предприятия нет никаких рычагов влияния на партнера, не внесшего или несвоевременно внесшего налоговую накладную в реестр. Да, в законе предусмотрены штрафы для таких плательщиков, но штрафы оплачиваются в казну государства, а не предприятию. А пока накладная не внесена в реестр, предприятие не может заявлять суммы возмещения НДС, и вынуждено отвлекать оборотные средства для пополнения спецсчета. Особенно актуальна проблема для торговых компаний, работающих с сотнями сравнительно небольших фирм, где бухгалтерская дисциплина далеко не на высшем уровне.
Иван Зайцев