«На мой взгляд, по экономической арифметике, не должно быть какого-либо негативного влияния на гривну. – рассказывает Яресько – Как раз, если говорить арифметически, деньги, валюта, которая должна была бы быть использована на платежи, вышла бы из страны, а с приостановкой платежей она остается в стране, арифметически это для гривны даже лучше».
Чтобы понять, насколько слова министра близки к правде, редакция «Минфина» обратилась за комментариями к экспертам-экономистам и банкирам с простым вопросом: какие факторы будут влиять на курс гривны, в случае, если Украина все же объявит дефолт. И, как ни странно, в этот раз мнения правительства и представителей бизнеса практически полностью совпали.
В целом эксперты сошлись во мнении, что ничего страшного такое явление как технических дефолт для Украины не представляет. Более того, отсутствие необходимости выплачивать долги внешним кредиторам в ближайшее время только уменьшит давление на рынок, так как потребность в валюте существенно сократится. Впрочем усугубить ситуацию может паника населения, неосведомленного о последствиях технического дефолта.
Комментирует Алексей Блинов, главный экономист Альфа-Банка Украина:
По сути, объявление Украиной дефолта по внешним обязательствам не повлияет негативно на валютный баланс государства. Приток частного капитала и так практически не происходит, поэтому переживать по поводу массового закрытия лимитов внешних частных кредиторов и инвесторов на Украину не приходится (так как они в целом уже закрыты). При этом государство будет и далее получать кредиты от международных финансовых организаций, тогда как расходы на обслуживание государственного долга существенно сократятся, то есть ускорится увеличение золотовалютных резервов.
Соответственно, с рациональной точки зрения дефолт не должен привести к проблемам на валютном рынке.
Однако очень важно помнить о том, что данное событие может вызвать панические настроения внутри Украины.
Даже само слово «дефолт» в украинском обществе давно ассоциируется с иррациональным страхом некоего «суперкризиса».
В этой связи хочется напомнить, что Украина сейчас осознанно использует угрозу дефолта как инструмент переговоров с кредиторами (ведь от них ожидается непростое решение о списании части долга), но не собирается занимать неконструктивную позицию с отказом от долгов в принципе. Важно понимать, что дефолт и реструктуризация долгов являются следствием макроэкономических проблем, а не их причиной. Поэтому в страхе дефолта украинцы на самом деле иррационально боятся того кризиса, который уже состоялся.
Комментирует Дмитрий Крепак, председатель правления Кредобанка:
Если не делать из «мухи слона», то технический дефолт не должен значительно повлиять на спрос и предложение валюты, а значит, и на её курс. Если убрать шумиху вокруг пугающего термина, что произойдет на самом деле конкретно в случае Украины? Международные рейтинговые агентства присвоят Украине рейтинг «выборочный дефолт» и в тот же день подадут заявку в свои рейтинговые комитеты, чтобы присвоить ей даже высший рейтинг, чем сейчас. Это будет отражением уменьшившейся нагрузки по выплате внешних долгов после их реструктуризации.
Проще говоря, в Украине будет оставаться больше валюты. Важный элемент - продолжение сотрудничества с МВФ и поддержка западных партнеров. Если всё это останется, экономических причин для девальвации быть не должно.
Мне кажется, панику у нас может вызвать разве что высадка боевого десанта марсиан...
Насколько существенно паническое настроение населения отобразится на курсе гривны в случае объявления технического дефолта в Украине? Я не социолог, но думаю что после всех тех новостей, которые украинцы уже пережили за последние полтора года, новость о техническом дефолте не должна сразить нас наповал. Мне кажется, панику у нас может вызвать разве что высадка боевого десанта марсиан...
Комментирует Максим Давлад, ведущий эксперт управления казначейства и финансовых учреждений OTP Банка:
Жесткого дефолта, очевидно, не будет (не считая долга 3 млрд долларов перед Россией), реструктуризация будет скоординирована с МВФ, который продолжит программу финансирования.
В любом случае, не думаю, что технический дефолт существенно на что-то повлияет. Главное, чтобы МВФ продолжил программу финансирования.
Комментирует Дмитрий Боярчук, экономист, директор CASE-Украина:
В данной ситуации, на мой взгляд, все зависит от реакции населения, которую трудно предсказать. Думаю, что люди будут нервничать, насколько сильно — сказать тяжело. Если начнется новый виток девальвации, здесь будет превалировать чисто психологический момент, ведь фундаментальных причин кроме страха людей для снижения курса гривны нет.
То есть, в случае, если Украина все-таки объявит технический дефолт, основным фактором давления на курс будет паника со стороны населения. Но говорить с уверенностью, что люди начнут паниковать, я бы не стал, ведь серьезной паники уже может и не быть.
Тем более, что у властей есть инструменты, чтобы предотвратить панические настроения граждан - это в первую очередь административные меры, и я полагаю, что они их используют по полной программе в случае, если страну охватит валютная паника.
Сергей Шевчук, Кристина Болотова