Из плохого — экспорт рухнул почти на 35%, или на 6,6 млрд долларов, по сравнению с первыми четырьмя месяцами предыдущего года. Если смотреть на потери в географическом разрезе, то больше всего украинский бизнес потерял от закрытия российского рынка. В январе-апреле 2015-го РФ купила украинских товаров на $1,48 млрд, что составляет менее 40% от прошлогоднего показателя. 60%-ное падение хорошо иллюстрирует, что Россия пытается вести политику экономического удушения Украины, не допуская украинские товары и выдавливая их со своего рынка.

Если падение товарооборота с Россией легко объяснить, то название страны, занимающей второе место по темпам падения украинского экспорта, вызывает удивление: это Польша. Падение по итогам первых четырех месяцев составило 37%. Возможно, это связано с тем, что нарушена производственная цепочка корпорации ИСД. Ранее они часть продукции Алчевского метзавода продавали своим польским заводам, а те уже — конечным европейским потребителям.

Единственные две страны (из тридцатки крупнейших партнеров), с которыми удалось увеличить экспорт, вовсе не страны Евросоюза, открывшие границы, а Иран (+90%) и Саудовская Аравия (+82%). Если же рассматривать все страны, то бесспорный лидер — Мозамбик (+27000%).

Причины стремительного сокращения украинского экспорта (в денежном выражении) лежат на поверхности:

— заградительные меры со стороны России, которая много лет была (и остается) крупнейшим торговым партнером Украины;

— разрушение промышленных предприятий на Донбассе и разрыв производственных связей с другими украинскими компаниями;

— неблагоприятная конъюнктура мировых цен на товары, составляющие основу украинского экспорта: руда (-50% за 12 мес.), металлы (-40%), подсолнечное масло (-37,8%), зерновые (-9%);

— административные меры Национального банка, затрудняющие внешнеэкономическую деятельность.

Экономисты из Национального банка и МВФ солидарны, что во II квартале 2015-го украинская экономика пройдет дно и небольшой рост начнется уже со второй половины года. Правда, при одном условии — если на Востоке не будет эскалации боевых действий.