Опасный неплатеж
«Отказ от выплаты процентов по любому долгу автоматически означает кросс-дефолт по всем еврооблигациям», — объясняет собеседник ЛІГАБізнесІнформ.
То есть собственники всех долговых обязательств Украины получают полное право тут же предъявить их к погашению, независимо от сроков обращения облигаций. Сейчас частные инвесторы владеют ценными бумагами Украины и квазигосударственными долгами на общую сумму около 20 млрд долларов со сроком выплаты в 2016-2018 годах. Если все эти облигации будут единовременно представлены к погашению (что неизбежно при просрочке выплат процентов хотя бы по одному из них), страна окажется банкротом и очень надолго потеряет доступ к международному финансированию.
«Сейчас идут сложные переговоры с комитетом кредиторов Украины о списании части госдолга [в кулуарах говорят о списании 30-40% суммы задолженности. — ред.] и реструктуризации выплат, — рассказывает источник. — Мы сделали кредиторам очередное предложение и надеемся уже в ближайшее время найти компромисс: списать часть долга и заморозить выплаты на четыре года».
Предыдущие попытки договориться с собственниками евробондов Украины успехом не увенчались: они настаивают на погашении всей суммы задолженности и не соглашаются на приостановление процентных платежей. Тем не менее переговоры продолжаются, и в таких условиях невыплата процентов по одному из долгов неминуемо приведет к их срыву.
«На одной чаше весов — 75 млн долларов процентов по одному выпуску облигаций, на другой — возможность реструктурировать 20 млрд долларов, — уточняет чиновник, знакомый с ходом переговоров. — Никто не рискнет в таких условиях отказаться от своих обязательств».
Под угрозой моратория
Пока что Украина старается сохранить имидж «хорошего парня» и не отказывается платить по своим долгам. Но юридическое основание для отказа погашать евробонды есть — принятый месяц назад закон позволяет правительству в любой момент наложить мораторий на выплаты по гособлигациям.
«Мы всегда можем «дернуть стоп-кран» и отказаться платить проценты и погашать предъявленные к выплате гособлигации, — говорит собеседник. — Но это крайняя мера, сейчас важнее сохранить саму угрозу фактического дефолта, чем объявлять его».
По его словам, сразу после принятия закона кредиторы стали заметно сговорчивее и переговоры стали конструктивнее. Понимание того, что у Украины есть юридические основания для отказа погашать облигации, стимулирует их к поиску приемлемого для всех сторон решения.
«На этой неделе состоится встреча с комитетом кредиторов, где будут обсуждаться технические вопросы о госдолге Украины, — уточняет источник. — После этой конференции мы надеемся в течение максимум двух-трех недель завершить переговоры и договориться о списании части долга и приостановке выплат по облигациям до 2020 года».
В частности, правительство предложило владельцам украинских евробондов своеобразный бонус: если экономика страны будет расти быстрее, чем прогнозирует МВФ и Кабмин, списанный долг компенсируют выпуском новых долговых бумаг для кредиторов. Если же они продолжат упорствовать и настаивать на полном и безотлагательном погашении облигаций, то правительство вынуждено будет ввести мораторий и на неопределенный срок заморозить выплаты по внешним долгам. Если к этому инструменту придется прибегнуть, тогда выплата 75 млн долларов процентов по облигациям, которые, вероятнее всего, принадлежат российскому Минфину, окажется бессмысленной.
Иван Зайцев