Стратегический курс государства, по словам президента, остается неизменным – вступление в Европейский Союз и глубинная европеизация Украины. Он призвал парламентариев продолжить работу по деолигархизации, дерегуляции и децентрализации, а также начать демонополизацию в части принятия политического решения об ограничении максимальной доли на определенных рынках.
Президент не оставил без внимания и социальные вопросы: доступные субсидии малоимущим семьям, проведение индексации зарплат и пенсий в ближайшее время. Касаясь темы промедления реформ, попросил набраться терпения – поскольку для заметного результата нужно больше времени. Также прозвучали обнадеживающие заявления, что экономика страны уже пережила самое трудное время, и если только удастся избежать полномасштабного военного вторжения и удержаться в рамках мирного процесса, со следующего года начнется восстановление экономического роста.
Ключевой задачей в речи гаранта была названа готовность армии к новым наступлениям страны-агрессора на Донбасс, в связи с чем следует существенно увеличить расходы на укрепление обороноспособности. Не обошел вниманием Петр Порошенко и тему предстоящих выборов на местном уровне.
Журналисты отобрали основные тезисы главы государства.
Об оценках работы власти
Меня часто спрашивают, доволен ли я работой правительства? Нет. Доволен ли я работой Верховной рады? Очевидно, тоже нет. Более того, я недоволен собой, и мне грех нарекать на недостаток критики в СМИ. Но никто не критикует меня больше, чем я сам, потому что народ нами очень недоволен. Мы не должны жаловаться на суровые требования и жесткие критерии. Депутаты, президент, министры – точно не те люди, которым сейчас труднее всего в стране.
О безвизовом режиме
На саммите Восточного партнерства в Риге двухнедельной давности перспектива безвизового режима с ЕС впервые обрела фиксированное место в календаре. Ждать осталось совсем недолго, но чтобы удачно финишировать, нам необходим соответствующий рывок. Все технические задания должны быть выполнены до конца августа, а в сентябре мы ожидаем последнюю оценочную миссию ЕС.
Я лично в ежедневном режиме буду контролировать этот напряженный график. Только что мне доложили, что по моему настоянию руководитель Государственной миграционной службы [Сергей Радутный — ред.] отправлен в отставку. По линии этого ведомства европейские партнеры предъявили нам наибольшее количество нареканий.
О достижениях в экономике
Масштабная помощь со стороны международных организаций и стран мира, а также эффективные действия всех ветвей власти позволили нам избежать дефолта. Нам удалось стабилизировать макроэкономическую ситуацию, без задержек выплачивать зарплаты и пенсии (что почти невозможно в условиях войны в стране), замедлить падение экономики, преодолеть панику на валютном рынке.
К сожалению, в мировой истории нет примеров экономического бума и повышения социальных стандартов в странах, против которых осуществляется агрессия. Но вспомните апокалипсические настроения осени прошлого года – снега и мороза некоторые люди ждали, как конца света. Мы не просто перезимовали с теплом и светом, но и впервые за 23 года независимости соскочили с российской газовой иглы, обеспечив реверсные поставки из Европы.
О газовой независимости
В стране больше нет никаких посредников на газовом рынке, которые десятилетиями паразитировали в этой сфере. Монополии и шантажу «Газпрома» положен конец. И хотя Стокгольмский арбитраж только в 2016 году вынесет решение по нашему иску к «Газпрому», мы уже в значительной степени ликвидировали последствия контракта 2009 года, когда цена газа для Украины была в 1,5-2 раза выше, чем для Европы.
В первом квартале прошлого года мы зависели по газу от России на 90%. В первом квартале этого года доля российского газа в импорте составила всего 37% – у нас уже более 10 поставщиков газа из Европы.
О реформах
Реформы – это ключевое слово в моем сегодняшнем послании. Если представить себя шеф-поваром, можно сказать, что немало блюд уже в печи. Для каких-то уже подходит тесто, для других собраны все необходимые ингредиенты. Есть и такие, рецепта которых мы с вами даже не знали.
Из представителей всех ветвей власти, экспертов и представителей гражданского общества я создал Национальный совет реформ. 5-6 месяцев – это слишком малый срок, чтобы почувствовать результаты. Но и чаша терпения людей переполнена. Другого варианта, кроме как ускоряться, просто не существует. Я, как и все, недоволен темпами [проведения реформ], и ускоряю процессы, как только может это делать президент в условиях парламентско-президентской республики.
О борьбе с коррупцией
В борьбе с коррупцией у нас в активе не только политическая воля, но и активное создание антикоррупционной законодательной базы и инфраструктуры. Ключевой момент – это беспрецедентно открытый отбор и назначение директора Национального антикоррупционного бюро. Независимая комиссия выбрала его среди приблизительно 170 кандидатур. Точно так же на конкурсной основе сейчас ищут детективов. Первые из них появятся уже в июне, а в октябре бюро должно начать полноценные расследования.
Мы также приняли европейский закон о прокуратуре, которую также ждут чистки, увольнения и конкурсный отбор местных прокуроров и их заместителей. В Киеве новая патрульная служба, которую создает Эка Згуладзе, уже через несколько недель должна положить конец легендарным поборам на дорогах. Начата реформа МВД – силовые структуры отделяются от политических, создается муниципальная стража и новая полиция.
Громкие коррупционные скандалы, как ни парадоксально это звучит, стали позитивным явлением – свидетельство того, что на коррупцию перестали стыдливо закрывать глаза.
О судебной реформе
Криминальное наказание [для коррупционеров — ред.] еще не стало неотвратимым. Дела в судах или валяются, или валятся, или рассыпаются еще по дороге в суд. Судебная реформа – наиболее сложная, однако уже внедрены новые правила отбора судей, наконец сформирован Высший совет юстиции, благодаря которому начнется решительное обновление судейского корпуса. В этом году он, надеюсь, рассмотрит вопрос увольнения более 300 судей, коррумпированность большинства которых доказана. Еще одна проблема заключается в концентрации позитивных изменений «наверху». Чем ближе к низу, тем меньше реальных изменений. При этом большая часть взяток оседает на среднем звене.
О приватизации
Запрет на приватизацию создает иммунитет для авторов коррупционных схем в неэффективном государственном секторе. Ничего, кроме убытков, эти фабрики и заводы, за очень редкими исключениями, бюджету не приносят. Их менеджмент, как правило, приватизирован вместе с финансовыми потоками.
У нас есть два экстраординарных случая с разницей в 10 лет, которые могут стать примерами приватизации – это продажа «Криворожстали» в 2005-м и аукцион на связь третьего поколения в этом году.
В госсобственности еще 1800 предприятий, однако жизненно необходимыми для государства являются не более 200. Объясните мне, зачем государству сейчас 14 конных заводов, приватизация которых также запрещена? Большая часть предприятий, внесенных в список запрещенных к приватизации, за два десятилетия не получила ни копейки инвестиций в основной капитал и обречена на проигрыш в конкурентной борьбе.
О борьбе с олигархами и монополиями
Деолигархизация – это война с системой, а не с отдельными личностями. Знаковыми действиями в этом направлении стали принятие так называемого закона «О 50%+1 акцию», закона «О рынке газа», а также решение СНБО о рынке электроэнергетики и угля. Из непрозрачного газового чада больше не будут зажигаться звезды рейтинга Forbes, и мы больше не будем кормить дотациями из бюджета угольно-металлургических баронов.
В ответ на такую политику я получаю лязг оружия частных армий, замаскированных под шахтеров титушек, провокации веерных отключений электроэнергии, закрытие заводов, ужасный черный пиар. Одним из наиболее важных решений в деолигархизации должен также стать переход к бюджетному финансированию политических партий.
Потери [экономики Украины — ред.] от картельных сговоров сейчас оцениваются в 10-22% ВВП. До 40% товаров и услуг реализуются сейчас на монополизированных рынках. Это убивает стимулы к эффективности, снижению цен, модернизации и повышению качества продукции. Необходимо принять политическое решение об ограничении доли на некоторых рынках уровнем в 50%, а в наиболее важных секторах – 30%. Нужно раздробить монополистов и оставить им выбор: подчинятся жесткому регулированию государства или продавать часть своего присутствия.
О реформах в социальной сфере
Я просил бы правительство хотя бы на несколько месяцев ускорить рассмотрение индексации зарплат и пенсий. Безусловно, необходимо делать это аккуратно, избегая любых популистских шагов, которые могут спровоцировать гиперинфляцию.
Следует выполнить все требования закона о прекращении начисления любых спецпенсий с 1 июня этого года, как можно скорее принять закон о единых принципах начисления пенсий. Люди также должны получить возможность пользоваться, кроме солидарной, накопительной пенсионной системой.
О тарифах и субсидиях
Реформа тарифов в энергетике – одна из самых тяжелых и болезненных, тяжелее которой, возможно, уже не будет. Мы приняли чрезвычайно сложные и стратегически правильные решения. Возврата к беспрецедентной ситуации с коррупцией в газовой в сфере нет. В прошлом году дефицит НАК «Нафтогаз» превышал 130 млрд гривен и покрывался из средств налогоплательщиков. Они [тарифы] все равно дотировались, но вешалось это на госдолг, который вел страну к дефолту. Я надеюсь, что в этом году дефицит [«Нафтогаза» — ред.] составит 30-35 млрд.
Важно до начала отопительного сезона обеспечить адресный механизм субсидий. Для малообеспеченных семей, которые потребляют немного, рост тарифов должен быть незаметным. После изменения системы субсидий в корне не должно оставаться ограничений, сколько бы семей ни подало заявок. Доступ к субсидии должен быть автоматическим. С этой целью мы привлекли крупного мирового аудитора, который поможет усовершенствовать, упростить механизм дотаций и привести его к мировым стандартам.
Мы больше никогда не будем дотировать загородные дворцы такими же ценами на газ и электроэнергию, как и сельские мазанки. Необходимо упростить и увеличить субсидии, в первую очередь для сельских жителей.
О причинах отложить введение военного положения
Вопреки политическому давлению со всех сторон, несмотря на то, что правовой режим военного положения дает значительно больше власти лично мне, я не мог на это пойти. Есть понимание, каким шоком и испытанием может стать для народа введение военного положения. Только представьте – оно допускает и цензуру, и запрет деятельности партий, и ограничение передвижения по стране, и комендантский час, и общую мобилизацию, и конфискацию имущества и средств на потребности обороны. Украина останется демократическим государством, поскольку авторитарная Украина останется без поддержки мира, утратит одно из ключевых отличий от России.
Об угрозе глобальных военных действий
Сейчас сохраняется колоссальная угроза возобновления широкомасштабных боевых действий со стороны российско-террористических группировок. В настоящий момент на территории Украины находится 14 российских боевых батальонных тактических групп численностью свыше 9000 военнослужащих.
Концентрация российских войск вблизи государственной границы [сейчас] в полтора раза больше, чем год назад. Так называемый «Росвоенторг» продолжает регулярно поставлять не только боеприпасы, продукты питания, вещевое имущество и горючее, но и новейшее вооружение, и современную военную технику. Год назад в Москве обещали защитить русскоговорящий Донбасс, а на самом деле превратили этот регион в военно-испытательный полигон для нужд российской армии.
В связи с перманентной угрозой разворачивания Россией полномасштабной войны против Украины обеспечение обороноспособности нашего государства надолго останется для страны ключевым приоритетом. Как бы ни было сложно госбюджету, в 2016 году мы снова будем увеличивать расходы на оборону, поскольку других возможностей защитить страну – нет.
О перспективах вступления в НАТО
В прошлом месяце была утверждена Стратегия национальной безопасности Украины. Согласно ей, ставится цель получения членства в НАТО, а ориентация на стандарты альянса проходит красной нитью по всему документу. Право принимать окончательное решение в этой чувствительной и чрезвычайно важной сфере принадлежит исключительно украинскому народу. На референдуме. Но не позволю этим вопросом расшатывать страну, поскольку единство и для меня, и для всех нас – прежде всего.
Об английском языке
Намереваюсь поддержать программу Go Global, которая определяет изучение английского языка одним из приоритетов стратегии развития. Украина сегодня в глобальном рейтинге остается среди стран с самым низким уровнем владения английским, что является естественным барьером для украинцев в переориентации на западные ценности и стандарты. Это ограничивает наш доступ к научным исследованиям, которые на 80% публикуются in English. 55% web-страниц тоже написаны на английском.
Программа касается не только молодежи. Владение английским станет критерием при приеме на государственную службу. 2016 год будет объявлен годом английского языка.
Богдан Хлимоненко, Андрей Леденев