«До сих пор финансисты не утруждали себя доказательствами, и лишь создавали иллюзию расследования. Но итог почти всегда был один: если деньги сняли в банкомате или расплатились в магазине, вводя ПИН-код (он нужен для чиповых карт), то ни о каких компенсациях и речи быть не может. Дескать, код знает только владелец карты, и если он стал известен третьему лицу, то виноват только он, поскольку нарушил договор, в котором написано, что на нем лежит обязанность хранить его от лишних глаз. Финансисты делали вид, что не знают, как мошенники взламывают карты с магнитной полосой и крадут потом деньги. Даже если видео-камера банкомата фиксировала незнакомое лицо, когда оно крало деньги с карты, могли сказать: «А вдруг вы кого-то подговорили, чтобы вам сняли деньги, а теперь требуете компенсации». Вернуть деньги было крайне сложно. А теперь ВСУ постановил: не пострадавший должен оправдываться перед банком, а банк должен обстоятельно доказать передачу ПИН-кода посторонним. Если не доказал — должен вернуть все, что пропало со счета», — рассказал старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
Банкиры с этим, конечно, не соглашаются, утверждая, что отказывали в компенсациях лишь в случаях, когда кража денег действительно произошла по вине человека.
«Большинство банков при рассмотрении заявлений о мошенничестве с картой клиента придерживаются правила, что потери лучше возместить. Другое дело, что банк не благотворительная организация и сначала проводит работу по изучению всех обстоятельств. Если сомнений в том, что операция действительно не была санкционирована клиентом, а его вины в ней нет — скорее всего, деньги будут возвращены», — сказал нам начальник управления платежных карт Коммерческого индустриального банка Денис Мельник.
Хотя юристы говорят, что количество споров владельцев карт и банков в последнее время увеличивалось — по мере роста активности карточных мошенников.
«К сожалению, споры между клиентами и банками при исчезновении денежных средств после ввода ПИН-кода в банкомате — очень распространены в настоящее время. До сих пор чаша весов Фемиды чаще склонялись в пользу финансовых учреждений. Банки опирались на тот факт, что клиент, в соответствии с заключенным договором, несет ответственность за ПИН-код и обязан держать его в тайне. И человеку нужно было иметь сильную доказательную базу для разрешения спора в свою пользу», — говорит партнер АО «СК Груп» Юлия Курило.
База должна быть настолько сильной, чтобы владельца карты в итоге не смогли посадить. Некоторые банки пугали этим особенно рьяных спорщиков за пропавшие деньги.
«Самой негативной для клиента может оказаться ситуация, когда банк для того чтобы доказать вину владельца карточного счета в исчезновении денег с карт после введения ПИН-кода, может инициировать в отношении клиента уголовное производство по делу о мошенничестве. Если правоохранительные органы сочтут обоснованным заявления банка о преступлении, то в лучшем случае клиенту придется принять участие в некоторых следственных действиях, в худшем — оказаться на скамье подсудимых», — объяснил ситуацию юрист юрфирмы FELIX Святослав Бартош.
Из-за сложной экономической ситуации финансисты готовы тянуть до последнего — только бы подольше не компенсировать человеку украденное мошенниками. Потому, чтобы по максимуму сократить расследование финансистов, а может и обойтись и досудебных расследованием и мировой выплатой компенсации, юристы дают обманутым жуликами людям несколько советов.
«Приложите все усилия, чтобы как можно быстрей письменно уведомить банк о хищении денег с карточного счета. При этом соберите как можно больше доказательств того, что вы в этот момент не могли пользоваться картой. Это могут быть, например, отметки в паспорте (в случае пребывание за границей), чеки из магазинов (заправок), видеозаписи, показания свидетелей, даже свидетельство нотариуса о факте пребывания вас в каком-то месте (если разница в расстояниях между вашим местом пребывания и местом снятия денег довольно большая). Если платежная карта осталась при вас, то обязательно предоставьте ее в ближайшее отделение вашего банка с сопроводительным письмом. Все эти действия помогут собрать доказательную базу в будущем споре с банком, если он откажется возвращать незаконно списанную суму», — подытожил Святослав Бартош.
Елена Лысенко