Согласно данным аналитической группы Pro-Consulting, количество помещений для занятий спортом в Украине ежегодно сокращается. Так, согласно данным группы, по состоянию на 2013 год количество помещений для физкультурно-оздоровительных занятий в стране сократилось на 64 единицы (до 16 394), спортивных залов — на 43 (до 17 161), а бассейнов — на три (до 552), — пишет «ТОП-100. Крупнейшие медицинские компании Украины».
«Закрываются в основном залы еще советского образца, а также залы, расположенные в подвальных помещениях и не соответствующие нынешним стандартам», — объясняет данную тенденцию Серафима Русинович, начальник отдела анализа рынков аналитического департамента Pro-Consulting.
Объем украинского рынка фитнес-услуг оценивался аналитиками в 675 млн долларов по состоянию на конец 2012 года (из них $210 млн приходятся на столицу).
«При этом отмечается тенденция ежегодного роста рынка, несмотря на кризис», — говорит Серафима Русинович.
Динамика оптимизма
Любой рынок чутко реагирует на социально-экономические изменения в стране, и рынок фитнес-услуг — не исключение. По словам Мирослава Дутчака, доктора наук по физическому воспитанию и спорту, профессора, первого проректора Национального университета физического воспитания и спорта Украины, события последнего года в стране привели к ряду проблем на рынке. Во-первых, военные действия в Донбассе (отметим, что в Донецке находилось самое большое количество фитнес-клубов в Украине после Киева) парализовали рынок услуг региона, а клубы в оккупированном Крыму отрезаны от материковой Украины. Во-вторых, снизилась платежеспособность населения, а девальвация гривни привела к повышению стоимости импортного оборудования для фитнес-клубов (тренажеры, инвентарь). В-третьих, выросли расходы на эксплуатацию клубов (отопление, водо- и электроснабжение). "Все эти проблемы заставляют фитнес-клубы менять свою ценовую политику, проводить сокращение расходов, максимально использовать маркетинговые возможности привлечения клиентов (акции, скидки, дополнительные услуги).
«При этом рынок фитнес-услуг не остановился в своем развитии, открываются новые клубы не только в Киеве — Sky Fitness, «Подольский», «Царский», Fitcurves, Fitness Life и др., но и в пригороде — EuroGym (Вишневое), «София-Sport» (Софиевская Борщаговка)», — отмечает Мирослав Дутчак.
В Украинской фитнес ассоциации также оптимистично смотрят на процессы, происходящие в индустрии.
«Были случаи закрытия небольших фитнес-клубов, но чаще всего это было связано со взрослением рынка и необходимостью соответствовать месту и времени, — объясняет вице-президент ассоциации Вадим Гуменюк. — Но даже в таких случаях никто оборудование не выбрасывает, а перепродает его или открывает новые клубы».
По его словам, закрытие клубов игроки рынка стремятся не афишировать. Два года назад с киевского рынка ушла сеть Gold Gym, а Sport Life в киевском жилом массиве Радужный закрыли под предлогом реконструкции. Однако, говорит эксперт, это в основном происходит с маленькими клубами: «Отдельно такую статистику мы не считаем. Очень грустно, когда у твоих коллег возникают сложности. Между игроками фитнес-индустрии конкуренции нет, наш конкурент — это человеческая лень и неосведомленность граждан».
Как отмечает Вадим Гуменюк, в 2015 году следует ожидать открытия бюджетных клубов с невысоким размером инвестиций и достаточным спросом на услуги — фитнес-рынок Украины будет двигаться в сторону прагматизма по европейскому образцу.
«В Европе большие мультиспортивные клубы с бассейнами — редкость. А те, что есть, чаще всего построены за средства местных общин и переданы на льготных условиях специализированным управляющим компаниям, — рассказывает вице-президент Украинской фитнес ассоциации. — Основу европейского рынка составляют так называемые «сухие» фитнес-клубы с тренажерными залами, групповыми программами и зоной CrossFit. Самыми же успешными являются сети эконом-класса — европейцы давно привыкли жить в режиме постоянной экономии. Многих наших соотечественников удивляет, что заплатив за абонемент в такой клуб, нужно дополнительно платить за пользование душем и феном».
По словам Вадима Гуменюка, сейчас стали популярны инвестиции украинских бизнесменов в открытие клубов в Европе. В качестве примера он приводит украинско-итальянский проект сети лоукост-клубов LaVinci Fitness, который был начат в качестве персонального бизнеса, а сейчас бурно развивается как франчайзинговый проект для инвесторов из Украины и стран СНГ на территории Италии. В планах LaVinci Fitness — открыть 15 клубов в ближайшие три года.
Спрос на углях экономии
Сам спрос на спортивные услуги в Украине все еще остается далеким от мировых показателей (например, в США 20% населения являются постоянными членами спортклубов). По словам Серафимы Русинович, более 70% украинцев вообще не посещают спортивных центров и не занимаются фитнесом.
«Только 11% жителей Украины посещают фитнес-центры (1,8% посещают их ежедневно, 9,3% — несколько раз в неделю). Доля жителей страны, которые посещают спортивные клубы несколько раз в месяц или реже, составляет только 9,3%», — констатирует начальник отдела анализа рынков аналитического департамента Pro-Consulting.
По мнению аналитиков, основные потребители фитнес-услуг—– украинцы 27-45 лет с высшим образованием, средним или выше среднего уровнем доходов. Мужчины занимаются спортом немного чаще, чем женщины — они составляют 54,8% постоянных клиентов фитнес-центров страны.
«Регулярными клиентами спортивных центров остаются студенты и учащиеся — 32,2%. При этом украинцы предпочитают заниматься в спортклубах в вечернее время после рабочего дня (19.00)», — добавляет Серафима Русинович.Основная масса клиентов фитнес-центров — жители крупных городов. «Так, 10,4% всех посетителей спортклубов составляют жители Киева, еще 28,7% приходятся на украинцев, проживающих в городах с населением более 500 тыс. человек. "В мегаполисах (Киев, Львов, Одесса, Днепропетровск и др.) большую часть клиентов охватывают крупные сети, такие как «Спортленд» и SportLife. В столице активно развиваются и другие сети, например, Fitcurves, Fitness Life и другие. В то же время в небольших городах преобладают небольшие спортклубы, — рассказывает Мирослав Дутчак и добавляет: — Предпочтение клиенты, прежде всего, отдают сетевым клубам, ведь они предоставляют гарантированный сервис и широкий спектр услуг (тренажеры, аэробика, плавание, детский фитнес)».
В то же время в Украинской фитнес ассоциации обращают внимание на своего рода «миграцию» клиентов.
«Те, кто никогда не занимался, с большей легкостью идут в семейные клубы, где много услуг. Те, кто занимается давно, уже могут точно сформулировать, что именно им нужно, и пойти в специализированную студию Pilates, CrossFit или просто спортклуб у дома», — объясняет Вадим Гуменюк.
Мирослав Дутчак, в свою очередь, отмечает еще одну особенность выбора между разными форматами клубов:
«Приоритетом в выборе элитных клубов является уровень сервиса и услуг. Демократичные клубы выбирают, исходя из территориальной близости и ценовой политики клуба, а также предложений по скидкам и рассрочкой платежей».
Ценовая политика — между Сциллой и Харибдой
По данным Pro-Consulting, в 2014 году цены на услуги культуры, отдыха и спорта в Украине выросли на 4,3% по сравнению с 2013 годом. Как отмечают в Украинской фитнес ассоциации, в прошлом году часть игроков рынка подняли цены на свои услуги на 10% и более, в то время как другие оставили их без изменений.
В текущем году Вадим Гуменюк прогнозирует усиление стремления украинских потребителей экономить.
«Экономия коснется всех статьей семейных бюджетов, поэтому ожидаемо, что клиенты спорт-клубов также будут стараться экономить. Похожая тенденция наблюдалась после кризиса 2008 года в странах Южной Европы, когда такие клубы, как английская сеть Fitness First, ориентированная на заработок от продаж дополнительных услуг, была вынуждена покинуть рынки Италии и Испании», — говорит вице-президент Украинской фитнес ассоциации.
Эту тенденцию подтверждает и Мирослав Дутчак. По его словам, на украинском рынке наблюдается снижение доли клиентов, пользующихся дополнительными услугами фитнес-клуба (массаж, персональные тренировки, услуги бара).
При этом резко увеличилось количество посетителей, выбирающих месячное членство в клубе, а не годовое.
«Благодаря некоторым сетевым дискаунтерам, предлагающим «маркетинговую» стоимость занятий от 100 грн/мес., единственной причиной, почему человек не посещает спортклуб, может быть только лень, — утверждает глава Украинской фитнесс ассоциации. — Помесячная оплата — одно из необходимых условий популяризации фитнеса среди населения. В Европе, например, помесячная оплата предоставляется при подписании годового контракта через финансовое учреждение (банки выдают клиенту обычный кредит, процент по которому гасит спортивный клуб, давая скидку), таким образом, клуб разделяет с клиентом банковские риски».
Законодательные дыры
Такой низкий уровень заинтересованности в спорте и фитнесе среди украинцев участники рынка списывают на отсутствие единой государственной политики.
«Инициативная группа при Министерстве по делам семьи, молодежи и спорта разработала проект закона «О физической культуре и спорте», — рассказывает Вадим Гуменюк. — Этот закон кардинально меняет роль государства в популяризации спорта и предполагает внесение около 800 поправок в различные законы и подзаконные акты. Однако на сегодняшний день он заблокирован консерваторами на различных уровнях власти, поэтому понадобится политическая воля и поддержка общественности для реформирования инфраструктуры массового спорта в Украине. Ну а пока нет поддержки от государства, все спортивные заведения будут жить в режиме экономии, где у небольших клубов с хорошей пропускной способностью шансов быть эффективными больше».
Мирослав Дутчак объясняет, что украинское законодательство не предусматривает преференций по налогообложению, предоставлению в аренду помещений и земельных участков на льготных условиях, снижение тарифов на коммунальные услуги для спортивных заведений Украины. Это, в свою очередь, существенно тормозит развитие индустрии и ставит небольшие клубы в ситуацию «на грани», таким образом оказывая своеобразное влияние на структуру всего рынка.
«В Италии благодаря законодательству, стимулирующему открытие массовых спортивных клубов, прибыльность подобного бизнеса может достигать 25-30%, а это значительно выше, чем в других сферах бизнеса, где прибыльностью составляет 7-10%, — резюмирует Вадим Гуменюк. — Если не создавать подобных условий для массового спорта в Украине, то ожидать роста или даже стабильности в ближайшие несколько лет не придется».
Екатерина Федоришина