«Минфин» попросил специалистов проанализировать инициативу, а также пояснить, что изменилось в процедуре регистрации недвижимости.
Комментирует Игорь Корнев, партнер адвокатской фирмы GORO legal:
Основная идея законодателя заключается в попытке упростить жизнь получателям государственной услуги путем сокращения времени на рассмотрение пакета документов. Конечно, учитывая дополнительную нагрузку на регистраторов и необходимость наполнения государственного бюджета, инициатива не является благотворительностью.
Если просто хочешь привилегию в виде быстрой регистрации прав — плати. Понятно, что в этом случае действует заявительный принцип, то есть, заявитель, а не регистратор решает, будут ли применяться сокращенные сроки.
Относительно перечня административных услуг, на которые распространяется действие документа, то приложением к постановлению установлено, что:
- государственная регистрация права собственности, если она проводится с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, и государственная регистрация права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс проводится в срок пять рабочих дней с момента регистрации заявления. При этом плата взимается в двойном размере административного сбора за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество.
Стоимость услуги — от 365,4 гривен до 1705,2 гривен в зависимости от площади недвижимого имущества, умноженная на 2;
- государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество — 3 рабочих дня с момента регистрации заявления за плату в двойном размере административного сбора;
Стоимость услуги для физических лиц - от 85,26 до 243,6 гривен для объектов, размещенных на земельных участках, умноженная на 2.
Стоимость услуги для юридических лиц — от 365,4 гривен до 1705,2 гривен, умноженная на 2;
- государственная регистрация обременений — два часа с момента регистрации заявления, плата в размере административного сбора за государственную регистрацию обременения.
Стоимость услуги для юридических лиц - 85,26 гривен;
- предоставление информации из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество в бумажной форме — один час с момента регистрации заявления за плату в двойном размере, взимаемой в соответствии с законодательством за предоставление информации.
Стоимость в бумажном виде - 120 гривен.
Стоимость в электронной форме - 17 гривен.
Обратите внимание, что указанная плата взимается дополнительно к административному сбору, плате за получение извлечения из Государственного реестра прав, плате за получение информации из Госреестра прав, взимание которых предусмотрено законодательством.
Положительным моментом является то, что в случае непредоставления услуг в сокращенные сроки из-за несоблюдения их госисполнителем, уплаченные средства возвращаются исполнителем. В других случаях плата не возвращается.
В целом можно назвать инициативу перспективной, поскольку она позволит получить дополнительные блага как получателям услуг, так и государству.
Комментирует Инна Рудник, юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры»:
Статья 15 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» позволяет Кабмину устанавливать сокращенные сроки предоставления услуг в сфере регистрации прав. Во исполнение данной нормы и было принято постановление № 190 «О предоставлении услуг в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений в сокращенные сроки».
Данное постановление предусматривает то, что заявитель имеет право зарегистрировать, к примеру, обременение имущества за 2 часа, получить извлечение из реестра за час или зарегистрировать вещные права за 3 дня, тогда как в общем порядке права регистрируются в срок до 5 дней.
Кроме того, в течении 5 дней может быть зарегистрировано предприятие как целостный имущественный комплекс, а также право собственности с выдачей свидетельства. В общем порядке такие права регистрируются до 14 дней.
Следовательно, постановлением № 190 не изменены сроки регистрации прав на недвижимое имущество, а расписан порядок ускоренной регистрации отдельных прав за дополнительную плату. Каких-либо подводных камней нормативно-правовой акт не содержит.
Подготовила Кристина Болотова