В интервью «Минфину», глава оргкомитета конференции iForum Александр Ольшанский рассказал о том, какое место в украинской экономике занимает IT, что нужно, чтобы стартапы не сбегали в другие страны, а также о том, во что можно и нужно сегодня инвестировать.
Александр, расскажите, пожалуйста, в каких областях у украинских IT-предпринимателей действительно серьезные стартовые позиции на сегодняшний день?
Я все люблю делить на части. Украинские IT-предприниматели есть разные, большая часть украинских IT-компаний — это все-таки аутсорс чего-то западного, соответственно — это просто программирование. Никакого продукта не производится.
Вторая часть — это всевозможные стартапы. Здесь, в общем, мне кажется, что почти во всех областях мы можем быть конкурентоспособными. Единственная проблема, заключается в том, что, если создается что-то качественное, то это не касается украинских компаний. В силу особенности украинского законодательства, как только что-то появляется, стартап сразу от сюда сбегает. В здравом уме никакой стартап, который создал конкурентноспособный продукт, в Украине не останется. Это вообще глобальная украинская проблема.
Украинские стартапы конкурентноспособны в любой области, ну не больше и не меньше, чем в любой другой стране.
Могут ли быть в Украине созданы условия для того, чтобы компании оставались у нас и не сбегали?
Конечно могут. На самом деле, если глубоко подумать, то все условия известны. Первое и самое важное — отсутствие в стране налога на добавленную стоимость. Если это условие не выполняется, то всеми остальными можно не интересоваться.
У нас это реально?
Да. Почему это не реально в Украине, если это реально в США, Японии и Индии и еще нескольких странах. Есть опыт Швейцарии, где НДС есть, но он очень маленький. Такой способ тоже существует: не совсем его отменить, но сделать его очень маленьким.
Как НДС влияет на бизнес и экономику?
Проблема в том, что любая пост-индустриальная экономика совершенно нетерпима к этому налогу. Он ее убивает просто. Потому что обычное предприятие оно — как устроено: покупает какое-то сырье, перерабатывает, что-то продает. Грубо говоря, оно покупает за 100 грн, продаёт за 110 грн, а с 10 грн платят НДС. Предыдущие в цепочке платят свою часть НДС, последующие — свою.
А у хайтека?
Любой хайтек — 100% добавленная стоимость, для хайтека этот налог превращается в налог с оборота. Ну и кто же будет его платить у нас, если есть место, где его можно не платить.
Причем нужно помнить, что компания еще ничего не продала, а уже должна. Здесь получается какая-то глупость, Подход в этом вопросе у нас в стране, если так вдуматься, странный.
Получается добавленная стоимость — это как бы мера общественной пользы, которую грубо говоря, предприятие произвело. Если оно купило за гривну и продало за гривну и одну копейку, то никакой пользы оно не произвело — добавленной стоимости там фактически никакой нет. А если собрались ребята и создали там, ну обобщено, Google или Facebook и произвели какие-то миллиарды для общественной пользы из ничего, из воздуха, то это есть добавленная стоимость, с которой необходимо платить налоги.
Если ты начинаешь облагать налогом добавленную стоимость, то происходит то, что предприятие пользу не приносит (добавленная стоимость-это и есть общественная польза). Получается, что те кто пользу не приносит — налоги не платит. А те, кто приносит и что-то создает — платит максимум налога.
Ну, естественно, у тебя в результате такой экономики постепенно путем естественного отбора образуется популяция предприятий, которые может и хорошие, только пользы не приносят обществу, зато и налогов не платят, а те кто приносит пользу — убегают. То, что при таком подходе происходит в Украине — это не только украинская проблема, просто она в Украине наиболее ощутима еще в силу реально каких-то специфических факторов того, что у нас в принципе этот IT сектор наиболее развит — пока еще. Но в Европе эта проблема стоит тоже в полный рост и мой прогноз такой: никакой перспективы в данной системе налогообложения нет, т.е. ее все равно рано или поздно все начнут отменять. Просто это тяжело сделать, потому что надо всем вместе собраться. Ее рано или поздно начнут отменять, тот кто будет первый, тот будет «на коне», пока что «на коне» США и Япония .
Тут особой альтернативы нет, так или иначе НДС придется отменять. Разные страны идут разными путями. Кто-то из стран свободные экономические зоны делает, кто-то — отменяет НДС для хайтека, кто-то — еще какой-то механизм, но эти все механизмы ведут к злоупотреблениям, потому что его нужно либо отменить для всех, либо перейти на другую систему налогообложения.
Это не учитывая еще и того, сколько еще стоит его администрирование в масштабах страны и какое количество проверяющих необходимо содержать, из-за того, насколько этот налог емкий и трудозатратный. Даже если от этого всего отвлечься — он все равно представляет собой зло в абсолютном выражении для современной экономики.
А смогут ли доходы IT сектора заменить, к примеру, доходы от экспорта стали или какого-либо другого продукта украинского экспорта, что для этого нужно и когда? Если смотреть с экономической точки зрения.
Во всех ответах на такие вопросы возникает большое количество «если». Если отменить НДС, если создать хорошую систему образования, если Кембридж с Оксфордом откроют в Киеве свои филиалы, если все деньги мира потекут в Украину, потому что у нас будет самое стабильное государство, если — будут эти «если», то ответ — «да».
Вроде, оценивая окружающую действительность, то сейчас получается, что ответ — «нет», но если поставить вопрос иначе смогут ли доходы от экспорта чего-то по-прежнему оставаться доходами и в дальнейшем, то окажется, что для положительного ответа количество условий «если» еще больше возрастает.
Тут у нас бесконечное количество условий с одной и с другой стороны. Мне кажется, что это вопрос стратегического плана развития. Какой план развития есть у Украины, как у государства, что Украина может и хочет в мире делать. Есть мировая экономика, и наверное — выращивать апельсины Украине не с руки — не тот климат, Украина не станет великой рыболовной страной — нет такого количества рыбы, похоже, что нефтедобывающей — тоже не станет, разве что, если вдруг откроют нефтяное море под Киевом.
Но есть какие-то вещи, где мы можем, которые Господь дал. Можно сельское хозяйство — это перспективно, вот IT — это тоже перспективно, потому что есть люди, есть человеческий потенциал, люди образованные и это все не так просто. Мне кажется — это вопрос стратегии развития. В долгосрочной перспективе я считаю, что Украина должна делать на это ставку и это — реально возможно.
Какие страны можете привести для примера?
Я всегда привожу опыт Израиля, в начале 90-х Израиль представлял из себя такой мини Советский Союз. Не сильно технологически развитая страна и т. д. Посмотрите на Израиль сегодня, это все произошло на наших глазах и на нашей памяти, страна занимает 5 место в мире по экспорту оружия, а уж про технологии я вообще молчу.
При этом в стране на 90-е годы было 4 млн населения, из которых миллион — арабы, которые особого участия в процессе — не принимали. Они в основном воевали, и еще был миллион выходцев из СССР, которые тоже как-то изначально вроде не ассоциировались с человеческим капиталом, который способен произвести такую революцию, а оказалось, что способны.
Сегодня Израиль, наверное, номер два в мире страна, так, я извиняюсь, какого размера Штаты и сколько лет они все это строили, какого размера Китай и Израиль. Поэтому все возможно.
Как 3G скажется на экономике?
Да никак он не скажется, может там чуть-чуть активней начнут переходить на мобильные платформы, сайты мобильной верстки, мобильные приложения. Но какого-то революционного скачка 3G технология не дает.
Во что вы бы сами активно инвестировали?
Как говорит наш директор, вера — материальное понятие и если человек верит, то он — платит. Если инвестор говорит, что нужно инвестировать в производство селедки, но при этом сами тихонечко скупает акции Google, то такие советчики и инвестиционные управляющие мягко говоря, вводят тебя в заблуждение, может быть, иногда, не осознавая этого. И наоборот, если он говорит, что нужно покупать акции Google, а сами этого не делают, тогда понятно, что они в это не верят.
Лично я бы инвестировал в проекты, связанные с такими сферами развития как новые источники энергии, интернет в автомобиле, информатизация медицины и некоторые другие.
Например, если бы мне попался хороший проект по созданию аккумуляторов, связанный с новыми источниками энергии (химической или какого-нибудь другой) - то есть что-то, что может принести революцию в эту область. Ведь понятно, что на земле 2 млрд смартфонов и соответственно 2 млрд человек, которым надоело заряжать их каждый день. И вот если бы появился проект, который бы сделал этот процесс не таким частым — ну, хотя бы раз в три дня — то, думаю, в него можно было бы инвестировать почти любые деньги.
Или я бы инвестировал в проект, связанный с интернетом в автомобиле, даже не с самим интернетом, а с интерфейсом взаимодействия водителя с компьютером. Вообще, в идеях, как взаимодействовать с компьютером не отвлекаясь от дороги, заложен, на мой взгляд, огромный потенциал.
Не сомневаюсь также, что нужно инвестировать в любые медицинские проекты, которые так или иначе касаются информатизации медицинской отрасли.
Есть сферы, в которых я намного меньше разбираюсь, но понимаю, что там тоже находятся большие потенциалы для развития. Из таких я бы, конечно, инвестировал в биологию. При чем не в генную инженерию в чистом виде (в нее нужно было инвестировать 20 лет назад), а именно в биологию.
Во что еще… Ну, из такого, что еще на слуху, — во всевозможные биткоинные проекты, но именно не связанные с идеей создать деньги не из ничего, а скорее связанные с огромным потенциалом самой технологии.
А вообще приходите на iForum, вам там расскажут и про новые технологии и про то, во что нужно инвестировать, а во что лучше нет. На самом деле инвестор от обычного человека отличается очень широким кругозором. Потому что инвестирование — это предвидение будущего. А для этого нужно очень много знать и понимать не просто состояние каких-то технологий, но и их потенциал развития.
Беседовала Ольга Левкович