Ценовая динамика в апреле-июне будет определяться повышением тарифов на услуги жилищно-коммунальные услуги и влиянием курсовых изменений, но пик роста цен уже пройден, утверждают в Национальном банке Украины.
«Данные, которые собирает Министерство экономического развития и торговли Украины на ежедекадной основе, дают основания утверждать, что пик роста цен уже пройден. В частности, по нашим расчетам, уже в последней декаде марта, которая лишь частично входила в расчет инфляции за отчетный месяц, наблюдалось снижение цен на продукты питания (на 0,6% за 10 дней)», — такие данные приведены в сообщении НБУ.
По оценке Нацбанка, сдерживать рост цен, среди прочего, будут: ограниченный внутренний спрос, низкая инфляция в странах-торговых партнерах, стабилизация мировых цен на зерно и другие сырьевые товары на низком уровне.
«Инфляция во втором квартале, прежде всего, будет определяться повышением тарифов на ЖКХ-услуги и эффектами влияния изменений обменного курса. При этом стабилизация обменного курса на уровне, существенно ниже, чем в конце февраля, должна выступать фактором существенного замедления инфляционного давления (как минимум для продуктов питания и непродовольственных товаров)», — отмечается в сообщении.
Впрочем, в центральном банке не смогли назвать ожидаемые показатели ежемесячной инфляции во втором квартале.
«Активная антиинфляционная монетарная политика также будет способствовать развороту инфляционного тренда. При этом для центрального банка важны не столько цифры на ближайший квартал, сколько среднесрочные тенденции инфляционного и макроэкономического развития, поскольку меры монетарной политики отражаются на экономике с определенным временным лагом», — указывается в сообщении.
Напомним, инфляция в Украине в марте 2015 года ускорилась до 10,8% с 5,3% в феврале. В годовом измерении — по отношению к аналогичному месяцу прошлого года — инфляция ускорилась до 45,8% c 34,5% по итогам февраля. В последний раз уровень инфляции за месяц был выше в сентябре 1995 года (14,2%), в годовом измерении — по итогам октября 1996 года (52%). Учетная ставка в Украине удерживается на уровне 30% с 4 марта текущего года.
В сообщении также отмечается, что НБУ уже отреагировал на ценовую динамику, которая наблюдается в настоящее время.
«Поскольку причиной инфляционных рисков была именно курсовая динамика, на них, прежде всего, и направлялись действия Нацбанка. Как можно видеть, повышение учетной ставки и усиление административных ограничений имели свою эффективность — хаотичность девальвации удалось решить», — отмечается в сообщении.
При этом в Нацбанке признали, что цены снижаются гораздо медленнее, чем они повышаются, поэтому «мы и наблюдаем такой значительный их всплеск, в который заложена эта паническая составляющая».
По оценке НБУ, в текущем году задачи по стабилизации денежно-кредитного рынка и экономики требуют проведения жесткой денежно-кредитной политики: необходимый рост предложения денег оценивается центробанком в 91 млрд грн прироста монетарной базы за год.
«Рост цен, зафиксированный в марте, пока не дает нам оснований пересматривать эту величину. Наоборот — ограничение денежного предложения позволит не допустить возникновения рисков монетарного характера, а также позволит постепенно начать процесс снижения инфляции», — считают в НБУ.
Относительно причин ускорения роста цен, в сообщении указывается, что основным драйвером инфляции в последние месяцы были курсовые колебания: максимальное обесценивание гривны 26 февраля отразилось в первую очередь не на февральском показателю инфляции, а на мартовском.
«Благодаря активным действиям НБУ по стабилизации ситуации на валютном рынке в марте наблюдалось укрепление национальной валюты. Однако, эти изменения практически не отразились в статистике цен, поскольку сбор информации Государственной службой статистики Украины официально осуществляется с 1 по 25 число каждого месяца, но в соответствии с результатами исследования специалистов НБУ — более коррелирует с ценами последней декады предыдущего месяца и двух первых декад отчетного», — разъяснили в НБУ.
Помимо того, в Нацбанке отметили, что дополнительным фактором инфляционного всплеска стало введение в конце февраля дополнительного сбора на весь импорт (кроме критического) в размере 10% для продовольственных товаров и 5% для всех остальных: удельный вес импорта для этих товаров категорий товаров составили 14,5% и 61% соответственно.