Ухудшение экономической ситуации приводит к росту объемов проблемой задолженности и усложнению финансового состояния потенциальных заемщиков.
Большинство потребительских кредитов относятся к займам с высокой степенью риска, поэтому банки стали требовательней относится к заявкам клиентов.
«Минфин» спросил у экспертов, что сейчас для банков является наиболее приоритетным в удовлетворении кредитной заявки? Как клиент может увеличить свои шансы получить кредит?
Комментирует Владимир Мудрый, член правления ОТП Банка:
Вся суть банковского бизнеса заключается в привлечении средств на депозиты и размещении их в кредиты. Однако в текущих экономических условиях речь идет не столько о заинтересованности банков в кредитовании, сколько о том, какой клиент может осилить такой дорогой ресурс и какой банк может пойти на такие риски.
В ОТП Банке, мы пересмотрели категории клиентов, которым готовы выдавать кредиты. Мы не финансируем клиентов с неофициальными доходами.
Мы пересмотрели бюджет расходов наших клиентов исходя из того, что кредит они берут сегодня, а гасить его придется на протяжении следующих года-полтора (и если сейчас поднимут цены на энергоносители, то у клиента могут появиться расходы, которых он не планировал).
Мы также смотрим, в каких сферах экономики вероятны наибольшие сокращения, смотрим на позиции, на которых работают люди, так как обычно сокращения начинаются с младших специалистов.
Таким образом, механизм принятия решения банком относительно возможности удовлетворения кредитной заявки клиента включает следующие основные этапы:
- оценка заявки клиента (сбор информации о заемщике, анализ предоставленных документов, социального статуса);
- анализ источников погашения (кредитной истории клиента, финансового статуса) ;
- оценка рисков непогашения кредита (критерии банк определяет самостоятельно).
Комментирует Вадим Кривовяз, Наблюдатель Правления, ответственный за риски в PlatinumBank:
Банку важно понимать, способен ли клиент качественно обслуживать выданный кредит. Предоставляя кредит человеку, мы пытаемся решить его проблему, а не создать дополнительные трудности. При расчете ежемесячного платежа во внимание необходимо брать не только текущий доход заемщика, но и делать поправку на возможный рост цен, а значит и потенциально большие некредитные затраты клиента.
Принимая решение о выдаче кредита, PlatinumBank использует кредитный скоринг (оценивается большое количество различных характеристик клиента).
Важными аспектами остаются хорошая кредитная история заемщика и мнение финансового консультанта, непосредственно общающегося с клиентом во время заполнения кредитной заявки. Справка о доходах хотя и не является обязательной для некоторых наших кредитных продуктов, но добавляет позитивных очков заемщику и может сыграть важную роль в определении суммы кредита.
Также стоить отметить, что повторные клиенты (уже погасившие кредит в нашем банке или своевременно осуществляющие платежи по действующему кредиту) имеют высокие шансы не просто получить позитивное решение по новой заявке, но и могут рассчитывать на более выгодные условия кредитования и обслуживания в PlatinumBank.
Подготовила Кристина Болотова