Во-вторых, можно уже однозначно говорить о «перетоке» клиентов из банков второго эшелона в крупнейшие: вкладчики в качестве надежного финансового партнера предпочитают видеть либо банки, входящие в международные структуры, либо госбанки.

И, наконец, третий тренд на рынке – это изменение собственно отношений между банком и клиентом-физлицом. Крупные банки уже осознали необходимость сделать одним из главных своих конкурентных преимуществ — прозрачные партнерские отношения с клиентами. Так же, как в свое время именно крупные банки выступили против скрытых процентов по кредитам – за честную ставку, которая бы не вводила в заблуждение клиентов, так и в новых экономических условиях банки-лидеры считают, что клиенту необходимо предлагать абсолютно прозрачные ставки по депозитам – без звездочек и сносок.

«К сожалению, зачастую максимальную ставку, заявленную в рекламе, могут получить лишь клиенты, выполнившие ряд условий: размещение через Интернет-банкинг, перечисление средств из другого банка и т.п. Если в договоре много сносок или звездочек – это, безусловно, может ввести клиента в заблуждение. Возможно, при выполнении какого-либо условия он сможет получить более высокую ставку. Или, наоборот, там есть условия, препятствующие получению заявленной ставки. Впрочем, депозитный договор с банком не всегда предполагает скрытые условия. Это доказывает наш вклад «Классический» – он максимально прозрачен. Оформляя депозит с лучшей ставкой на рынке в 25%, клиент именно столько и получит», — отмечает Марина Кшинина, начальник управления пассивных, комиссионных и сервисных продуктов банка VTB (Украина).

И если раньше на такую высокую ставку клиенты могли рассчитывать только при размещении средств на депозитном счете, как минимум, на год, то сегодня банкиры привлекают деньги на короткий срок на таких же выгодных условиях. «Выбирая депозит на короткий срок, клиент вправе рассчитывать, что уже через 3 месяца получит и сумму депозита, и начисленные проценты. При этом VTB пошел навстречу даже самым осторожным клиентам, которые хотят иметь возможность забрать вклад в любой момент, не теряя заработанные проценты, хотя обычно банки разрывают договор без сохранения процентного дохода», — рассказала «Минфину» Марина Кшинина.

Можно утверждать, кризис пошел на пользу и банковской системе, и клиентам – оставшиеся «на плаву» банки будут активнее использовать международные стандарты работы с клиентами, ведь только честность и прозрачность может помочь вернуть доверия вкладчиков.