«Минфин» разобрался, связан ли успех Международного инвестиционного банка с тем, что им владеет президент страны.

Ответ неоднозначен. На банковском рынке МИБ не новичок, он был зарегистрирован  весной 2008 года. Опрошенные «Минфином» эксперты говорят, что МИБ является универсальным банком и имеет команду квалифицированных менеджеров, прошедших не один финансовый кризис.

По данным Национального банка, активы МИБ в 2014 году выросли с 1,7 млрд до 3,2 млрд гривен, или более, чем на 88%, что стало четвертым показателем по всей банковской системе. Быстрее, чем МИБ, росли только банк Михайловский, банк Альянс и Расчетный центр. Причем, если банк «Михайловский» показал свой прирост за счет активного роста розничной сети и достаточно агрессивной политики развития, банк Альянс и банк Расчетный центр — за счет пока еще незначительной базы сравнения, то МИБ продемонстрировал рост почти всех показателей и в абсолютных цифрах, и в процентном выражении.

На официальном сайте банка говорится, что Петр Порошенко контролирует 50,08% акций МИБ через фонд «Прайм Эссетс Кэпитал» и еще 9,92% — напрямую.

Сам Петр Порошенко в общении с журналистами постоянно подчеркивает, что он уже не руководит ни своим бизнесом, ни процессом его продажи.

С чего все началось

В конце 90-х годов, когда Петр Порошенко только начинал свой бизнес, отдельные его предприятия обслуживались в крупных банках, например, в Укрсиббанке. Когда же объемы бизнеса начали активно расти, то стоимость обслуживания в банках стала увеличиваться. Порошенко и его топ-менеджеры не стали выдумывать «финансовый велосипед» и создали банк «Мрия», председателем которого долгие годы был Константин Ворушилин (сейчас возглавляет Фонд гарантирования вкладов).

Собственный банк помог финансово-промышленной группе экономить на банковском обслуживании. Наличие своей платежеспособной финансовой структуры также помогало привлекать через банк дополнительные ресурсы и подстраховывать бизнес по кредитам в пределах банковского законодательства. В 2006 году банк «Мрия» был продан российской группе ВТБ и стал украинским ВТБ-банком.

В марте 2008 года Порошенко с его бизнес-партнерами с нуля создали Международный инвестиционный банк.

Причины роста

Пресс-служба банка отказалась «Минфину» комментировать причины стремительного роста активов банка.

Большинство экспертов, которых Минфин расспрашивал о МИБе, попросили не называть их имён.

«Как вы знаете, Международный инвестиционный банк принадлежит президенту, а банк Авангард — председателю Национального банка. В 2014 году эти банки показали существенный рост, в отличие от всех остальных. Подобный рост в свое время показывали банки Януковича — ВБР и Укрбизнесбанк. В то время это называли — рост за счет административного ресурса», — рассказал Андрей Коноплястый, директор аналитического департамента «Украинского кредитно-рейтингового агентства» (UCRA).

Эксперты рассказали «Минфину», что такой рост не должен вызывать настороженности у клиентов банка и его потенциальных вкладчиков. Компании начали активно открывать счета в МИБе, надеясь, что банк президента не обанкротится. При этом клиентами банка становятся не только дистрибьюторы и контрагенты того же Рошена или партнеры 5-го канала, но и малый и средний бизнес.

Отвечая на вопрос журналистов о причинах стремительного роста показателей МИБа, глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что одной из причин роста его активов могут быть колебания курса доллара.

По её словам, такой рост может быть обусловлен тем, что во вложениях банка и в его обязательствах есть большая доля иностранной валюты, которая резко увеличила свой гривневый эквивалент в балансе банка из-за значительной девальвации гривны. Выражаясь банковской терминологией — это отразилось в переоценке активов и пассивов банка при пересчете по новому официальному курсу НБУ.  

При этом Гонтарева добавила, что Международный инвестиционный банк является небольшим и довольно стабильным.

«В банке хранят деньги VIPы, включая высшее руководство страны. А у них с долларами проблем нет» — указал в разговоре с «Минфином» один из аналитиков.  

Часть роста показателей банка можно объяснить увеличением оборотов самого главного из активов президента — компании «Рошен». Например, Киевская кондитерская фабрика, входящая в корпорацию, завершила 2014 год с чистой прибылью 34,8 млн грн, что примерно в 8,9 раза больше, чем в 2013 году, сообщается в системе раскрытия информации Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Аналитик одного из крупнейших банков утверждает, что наличие президента в акционерах не гарантирует устойчивости банка:

«Есть ли гарантия того, что если банком владеет президент, значит, с ним все будет нормально? На самом деле, не совсем так. Гарантией стабильной работы финансового учреждения являются экономическая ситуация в стране, бизнес-климат, и  грамотный финансовый менеджмент. Хотя и политику со счетов сбрасывать нельзя. Бизнесмены и вкладчики, которые переводят свои счета в банки людей при власти, делают это из соображений сохранности своих финансовых средств, но  у них остается специфический  риск – политический».

По его словам, традиции нашей страны таковы, что если хоть что-то меняется на властном олимпе, то часто возникают потенциальные сложности  у  банков, владельцами которых являются эти представители власти.

«Поскольку мы идем в цивилизованную Европу, очень хочется верить в то, что эта негативная традиция навсегда исчезнет из нашего банковского сектора и политический фактор перестанет быть одним из основополагающим при выборе банка», — отметил эксперт.

Ольга Левкович, Алексей Исаев