«Минфин» узнал, как игроки рынка справляются с кризисом, что дилеры готовы предложить покупателям и кто сейчас приобретает новые авто.
Почему рынок «просел»
Рынок новых легковых автомобилей падает второй год подряд. В 2014 году он сократился на 54% по сравнению с 2013 годом, до 92,342 тыс. проданных авто. По данным AutoConsulting, за первые два месяца 2015 года рынок «просел» еще на 77,7%, до 5637 авто.
«Такой результат обусловлен сложной экономической ситуацией, в которой оказалась Украина, а также потерей части территорий, в которых было сконцентрировано около 25% всех продаж в предыдущие годы», – отмечается в сообщении AutoConsulting.
Также причиной падения эксперты называют рост курса доллара и увеличения стоимости авто. Цены на автомобили формируются в долларах и выражаются в гривнах, поэтому цена в валюте не изменилась, а в гривнах из-за сильной девальвации цены, конечно, выросли.
«Насколько изменяется курс доллара, настолько изменяется и цена импортного автомобиля в гривне. В случае, если импортер не фиксирует курс доллара, то дилеры получают информацию о новом курсе доллара каждую неделю, и только в течение недели стоимость авто для клиента фиксирована», — подчёркивает Дмитрий Деменко, коммерческий директор автосалона АвтоАльянс Киев (официальный дилер Nissan).
Как спасались автодилеры?
На протяжении последнего года во время скачков курса доллара и девальвации гривны, периодически были всплески обращений в автосалоны со стороны клиентов и соответственно вырастали объемы продаж. Эксперты отмечают, что какое-то время помогал склад автомобилей, завезённых ранее по более выгодному курсу.
Реклама:
Качественное и дешевое автомобильное масло Вам всегда помогут приобрести в интернет-магазине F.ua
«Многие дилеры поддерживали объемы продаж за счет выкупленного ранее склада авто. Разумеется, до тех пор, пока он был. Также большинство импортеров проводили кампании по реализации автомобилей по фиксированному курсу, который в свою очередь был ниже рыночного курса доллара. Такие автомобили и покупали в первую очередь», — говорит Дмитрий Деменко.
Падение рынка новых авто хорошо заметно в сравнении с рынком б/у автомобилей. Если в докризисном 2013 году на внутренние перепродажи приходилось около 55% продаж авто в Украине, то начиная с 2014 доля б/у автомобилей увеличивалась и в феврале 2015 достигла 90% рынка.
Кто сегодня покупает авто?
Эксперты отмечают, что 90% покупателей — это те люди, которые хранят сбережения в иностранной валюте.
«Основным вопросом клиента при обращении в салон является внутренний курс доллара, по которому рассчитывается цена автомобиля. И не смотря на то, какой курс был в стране на момент ввоза автомобиля, клиентам предлагается единый прайс, рассчитанный по текущему курсу», — рассказала Анна Михальчишина, коммерческий директор Арма Моторс (официальный дилер Renault).
Директор по маркетингу компании «Субару Украина» Павел Кузьмин, отмечает, что покупают авто люди разных профессий. Покупатели Subaru достаточно стабильные: семейные мужчины, которые ведут активный образ жизни. Любят выезды за город и при этом, они занимают ответственные должности и им необходим удобный автомобиль для города.
Какие авто покупают?
Лидером продаж стали модели марки Nissan, всего за первые 2 месяца 2015 года было продано 603 автомобиля этого производителя.
На второй позиции — Hyundai с показателем 474 автомобиля.
Третий — Renault, 420 авто.
Четвертую и пятую строчку в рейтинге заняли Mazda и Toyota, 378 и 376 авто соответственно.
Что готовы предложить клиентам?
Дилеры рассказали, что акционных скидок и предложений много, но с их помощью привлечь клиентов стало гораздо сложнее. На решение о покупке автомобиля влияют стоимость и серьезные «плюшки» для покупателя.
«Как со стороны импортеров, так и со стороны дилеров есть акционные предложения. В основном это либо специальные комплектации на автомобили со льготным ценообразованием, или бонусы на сервис и прочие услуги», — говорит заместитель директора по сбыту «Атлант-М Днепровская Набережная» (официальный дилер Volkswagen) Тимофей Иванов.
По словам Анны Михальчишиной, в 2015 году одним из важнейших факторов для покупателей остается стоимость автомобиля. Сегодня клиенты готовы пожертвовать более богатой комплектацией авто, а незначительной скидкой или подарком в виде сигнализации уже никого не удивить. Это может стать приятным бонусом при покупке, но не играет ключевую роль в принятии решения и для привлечения клиентов нужно искать новые инструменты. Очень важным фактором является наличие автомобиля на складе дилера, а также возможность кредитования с фиксацией платежей в гривне.
Когда стоит покупать авто?
Когда выгодней всего покупать авто эксперты прогнозировать не берутся, хотя говорят, что стоимость не изменится в ближайшее время.
«Стоит покупать машину тогда, когда она нужна. Иногда можно совершить покупку, если предполагается рост цен или введение налогов на приобретение авто.
Сейчас же новых сборов при покупке автомобилей не предвидится», — предполагает Олег Назаренко, директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД).
По его словам, сейчас никто распродавать автомобили «как залежавшиеся пирожки» не будет, потому что многие импортёры и дилеры ввозят авто под конкретного покупателя. Поэтому нет такого настроения на рынке — «налетай, подешевело». Если человек хочет купить автомобиль, он идет подписывает договор и под него специально импортируют авто.
Количество предложений по выгодному курсу сокращается ежедневно и таких автомобилей с учетом динамики продаж становится всё меньше.
«Для того, чтобы обезопасить наших клиентов от девальвации, для некоторых автомобилей мы фиксируем курс на момент заказа и сохраняем его до момента полной оплаты стоимости.
Таким образом, клиент, сделав предоплату, может быть уверен в том, что цена на понравившийся автомобиль не изменится.
Также мы предлагаем скидки, которые, в зависимости от модели, составляют более 399 000 гривен», — говорит менеджер по коммуникациям компании «Ниссан Мотор Украина» (официальный импортёр Nissan и Infiniti) Владимир Иванов.
А как в других странах?
Сегодняшний кризис на автомобильном рынке Украины можно сравнить с кризисом 2009 года. После рекордного в истории Украины 2008, когда было продано более 623 тыс. новых автомобилей, последовало падение более чем на 70%. Тем не менее в 2009 году было реализовано 175 165 легковых автомобилей, а в декабре 2009 года уже наметился рост продаж порядка 12%.
Однако после событий прошлого года, в 2014 объём автомобильного рынка Украины составил чуть более 99 тыс. легковых и коммерческих автомобилей, что или 45% от не самого удачного для авторынка 2013 года.
«Тенденция 2015 года пока что не обнадеживает. По данным AutoConsulting, за два месяца этого года в Украине продано всего чуть более 6000 легковых и коммерческих автомобилей. Все большую долю в продажах занимает корпоративный сектор. Ощущается, что бизнесу необходимы как обновление, так и расширение парка «рабочих лошадок», и в этой ситуации преимущество будет за брендами, у которых модельный ряд рассчитан на корпоративного покупателя», — говорит Анна Михальчишина.
Для сравнения — в одном из самых кризисных для автомобильного рынка Европы 2009 году падение продаж составило около 8%, в США — до 18%. Еще один кризисный для европейского автомобильного рынка 2012 год сократил продажи новых автомобилей на 10%.
Эксперты говорят, что для повышения уровня продаж автопроизводители прибегали к политике скидок. Был сокращен ряд автомобильных предприятий, за счет чего уменьшались издержки. В свою очередь, власти пытались оказать поддержку местному автопрому, финансируя автомобильный бизнес на миллиарды долларов.
Когда восстановится авторынок?
По данному вопросу мнения экспертов существенно расходятся. По оптимистическому сценарию, рынок восстановится и покажет положительную динамику уже к концу этого года. По пессимистическому сценарию — в 2018.
«Но основной вопрос лежит не в плоскости рынка, а в плоскости политической ситуации и действий на востоке страны. Как только там установится реальный мир, рынок начнет свое восстановление», — рассказал Тимофей Иванов.
В текущей ситуации, эксперты рекомендуют потенциальным покупателям автомобилей следить за акциями и спецпредложениями на авторынке, а также искать выгодные предложения в моменты колебания курса гривны. А дилерам и импортёрам, в свою очередь, стоит задуматься о том, как сохранить лояльность клиентов.
Ольга Левкович