Даже у самых обнищавших стран, где люди живут без электричества и компьютеров, возникает стремление собрать «с каждого по кирпичу» и соорудить собственную Дамбу Гувера или Силиконовую долину.

Стоимость большинства из этих суперпроектов в разы превышает ВВП стран происхождения.

Однако инициаторы данных начинаний рассчитывают благодаря долевому участию граждан и зарубежным инвестициям совершить такой прорыв в экономике, который позволит вывести погрязшие в нищете и криминале государства-аутсайдеры на лидерские позиции в каждом из регионов.

Мы предлагаем вам рассмотреть пять подобных проектов, начатых в Эфиопии, Кении, Мозамбике, Мали и Никарагуа.

Эфиопия. «Великая дамба возрождения»

Стоимость: 5 млрд долларов

Эфиопию часто называют «водонапорной башней» Африки, так как с ее плоскогорья сливаются 14 крупных рек, включая Нил. Власти страны пообещали использовать этот потенциал, чтобы сделать Эфиопию главным поставщиком электроэнергии на континенте.

На одном из притоков Нила 8500 рабочих возводят крупнейшую в Африке гидроэлектростанцию с амбициозным названием «Великая дамба возрождения» (Grand Renaissance Dam) – длиной в 1,8 км и высотой в 170 м. По своей мощности – около 6000 мегаватт – она будет сравнима с крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС.

Самое удивительное в проекте – то, что его финансирование будет осуществляться исключительно за счет эфиопского капитала без привлечения иностранных инвесторов.

Для Эфиопии 5 млрд долларов – умопомрачительная сумма. В этой сельскохозяйственной стране живут около 90 млн человек, но ее годовой ВВП составляет лишь 50 млрд долларов, или 570 долларов на душу населения, что является одним из худших показателей в мире.

Поступления от продажи населению облигаций «Великой дамбы возрождения» покроют около 20% затрат на ее сооружение, остальные 80% средств будут выделены из налоговых поступлений. Власти Эфиопии утверждают, что 40% работ уже выполнено, и ГЭС заработает в 2017 году.

Кения. «Силиконовая саванна»

Стоимость: 14,5 млрд долларов

Восточноафриканское государство Кения, в котором уровень безработицы составляет 40%, намерено к 2030 году превратиться в страну с доходами выше среднего. И упорно движется к этой цели, следуя четкому плану Vision 2030.

Ключевым двигателем экономического прогресса должен стать африканский аналог Силиконовой долины – умный город Konza Technology City с сотнями тысяч высокооплачиваемых рабочих мест.

Свою технологическую гавань Кения решила разместить в саванне, в 70 км к юго-востоку от Найроби. Место города будущего огорожено забором.

Сейчас там растет трава, но уже к 2017 году власти планируют создать центр со всей инфраструктурой, необходимой для комфортного проживания 5000 человек.

Этот центр должен катализировать дальнейшие процессы застройки. Власти надеются, что грамотно спланированная основа привлечет частных инвесторов, которые за свой счет расширят во всех направлениях 5-тысячный городок и превратят его в миллионный мегаполис.

Существующие города восточной Африки застраивались бесконтрольно и хаотично. Они «облеплены» нищими лачугами и славятся дорожными заторами, преступностью и антисанитарией.

Построенная с чистого листа кенийская «Силиконовая саванна», по замыслу ее проектировщиков, станет центром притяжения для успешных предпринимателей и нарождающегося в Кении среднего класса.

Однако скептики считают этот проект очень рисковым, указывая на печальный опыт Анголы, которая построила за нефтедоллары 500-тысячный город Киламбу для среднего класса, но не сумела привлечь в него жителей.

Мозамбик. Гигантский СПГ-терминал

Стоимость: 30 млрд долларов

Идея-фикс Мозамбика – стать экспортером сжиженного природного газа. В резервах у страны есть свыше триллиона кубометров этого энергоносителя, но продать его некому. Чтобы проложить себе путь на привлекательные азиатские рынки, Мозамбик организовывает строительство мощностей, способных за год преобразовывать 27 млрд кубометров газа в 20 млн тонн СПГ, а также сооружение гигантских перевалочных баз в двух портах.

Для реализации этого проекта требуется около 30 млрд долларов, что в 7 раз больше государственного бюджета Мозамбика.

Помочь собрать необходимые миллиарды пообещали американская нефтегазовая корпорация Anadarko и итальянская Eni.

Мали. 900-километровая дорога к морю

Стоимость: 8 млрд долларов

У окруженного сушей государства Мали схожая проблема – есть залежи железной руды, бокситов и урана, но нет транспортной инфраструктуры для экспорта этих ресурсов. Денег на ее развитие у страны нет, а иностранных инвесторов отпугивает история ее проблем: в 2012 году – утрата контроля над половиной территорий и государственный переворот, в 2013 году – война с радикальными исламистами, в 2014 году – эпидемия эболы.

Власти воодушевляют население идеей о том, что горнодобывающая промышленность и экономика в целом вскоре начнут быстро развиваться.

Этот прорыв ожидается после того, как строительные компании из Китая построят выход к морю – 900-километровую железную дорогу от столицы Мали города Бамако до столицы Гвинеи Конакри на берегу Атлантического океана. Осенью правительство Китая подписало принципиальное соглашение о выделении 8 млрд долларов на этот проект, но взяло год на его обдумывание.

Никарагуа. Великий межокеанский канал

Стоимость: 50 млрд долларов

Одно из беднейших государств западного полушария – Никарагуа – в конце 2014 года объявило о начале строительства 278-километрового канала, называя его крупнейшим в мировой истории инфраструктурным проектом. Этот канал должен соединить Атлантический и Тихий океаны. Он будет глубже и шире 81-километрового Панамского канала, который уже соединяет эти два океана в Центральной Америке.

Объем землечерпательных работ по сооружению Великого канала сопоставим с рытьем 2 млн плавательных бассейнов олимпийского размера.

Реализация этого проекта, по прогнозу властей Никарагуа, создаст в стране сотни тысяч новых рабочих мест, а после завершения ускорит рост экономики на 10 процентных пунктов. После завершения строительства, намеченного на 2020 год, новый канал позволит грузоперевозчикам сократить на тысячи километров трансконтинентальные торговые маршруты. Власти рассчитывают, что через него будут проходить 5% всех морских грузов коммерческого назначения.

Для сооружения канала потребуется не менее 50 млрд долларов. Это в 2,5 раза больше годового ВВП страны. Гигантские инвестиции Никарагуа рассчитывает привлечь из Китая, который заинтересован в том, чтобы удешевить импорт нефти из Венесуэлы и экспорт своей продукции в Соединенные Штаты, а также в получении экономического плацдарма в Центральной Америке.