— Таскомбанк завершил 2015 г. с небольшой, но прибылью. Как вам это удалось?
— Прибыль была бы еще больше, если бы нам не пришлось формировать резервы. Мы увеличили их на 60 млн. грн. — до 140 млн. грн. Мы — достаточно консервативный банк, который помнит уроки 2008 г. и избирательно относится к формированию кредитного портфеля. У нас всегда была жесткая кредитная политика. В 2014 г. мы сократили кредитный портфель в большей степени, чем депозитный. Многие клиенты после начала роста курса погасили валютные кредиты, что позволяло нам без проблем возвращать валютные депозиты. Сейчас наша избыточная ликвидность в инвалюте составляет $20 млн. Недавно государство погасило нам валютные ОВГЗ. Свободную гривню мы эффективно размещаем, в том числе и на межбанке. У нас есть лимиты на банки 1 группы, бывает, им нужна гривня.
— Депозитные сертификаты НБУ покупаете? 
— Нет. 
— А рефинансирование берете?
— Получали под валютные ОВГЗ. У нас есть такие бумаги с погашением в конце 2015 г. Под них получаем рефинансирование, когда нам это необходимо. Кстати, с этим никогда не возникало проблем. Сейчас мы рассматриваем возможность свободную валютную ликвидность разместить в валютных ОВГЗ. В 2014 г. году это был очень эффективный инструмент.
— Как у вас обстоят дела с выполнением нормативов НБУ, например, адекватности капитала Н2?
— Отлично. Мы не нарушаем ни одного норматива. Нет проблем.  
— Тогда зачем объявили об увеличении уставного капитала на треть. Это один из шагов на пути к 500 млн. грн. или же острая текущая потребность? 
— У нас пока не было надобности шагать в сторону 500 млн. грн. Собственником было принято решение всю прибыль прошлых лет направить на увеличение уставного капитала. Это случилось в начале февраля. По сути, произошло перераспределение капитала в пользу уставного. В то же время, вы правы, что капитал важен для соблюдения нормативов НБУ. Увеличивая капитал 1 уровня, мы увеличиваем возможности по капитализации и за счет привлечения субординированного долга. Сейчас на регистрации в НБУ находится субдолг на $10 млн.
— В ходе недавних парламентских слушаний один из банкиров предложил активнее использовать операции по так называемому без ресурсному финансированию. В какой степени, по-вашему, они могут заменить классическое кредитование?  
— Это — хорошие инструменты. Однако особой культуры по работе с документарными инструментами в Украине не было. Это направление нужно развивать, оно перспективное. В то же время, механизмы достаточно специфические, которыми пользуются компании определенного рода. Вот, например, гарантиями активно пользуются «табачники» — они отпускали дистрибьюторам товар под гарантию оплаты со стороны украинского банка. Такая схема применяется в дистрибуции безалкогольных напитков, пива. У нашего банка есть несколько гарантий по выполнению производственного заказа по изготовлению определенной  продукции. Вы что думаете, что сейчас кто-то готов давать предоплату и просто ждать? Нужны гарантии выполнения заказа, либо, наоборот, гарантии оплаты. 
— Каковы приоритета работы банка: «корпорейт», МСБ или розница?
— МСБ — это наш целевой сегмент. Раньше сюда относились бизнеса с годовой выручкой от 5 до 50 млн. грн. Сейчас, с учетом роста курса, наверное, данный критерий будет пересматриваться в сторону увеличения.  По розничному бизнесу наша стратегия не меняется: банк оказывает весь спектр услуг для населения. У нас для того есть современные инструменты. Мы привлекаем розничных клиентов в основном через корпоративный бизнес. Долгосрочные и прозрачные отношения с клиентами — для нас не просто слова. Мы ставим перед собой задачу развития этих отношений через улучшения сервиса и для работников тех компаний, которые обслуживаются у нас.
— Выдаете ли сейчас кредиты МСБ?
— Да, в основном кредиты на поддержание оборотного капитала. Заявок на инвестиционные кредиты у нас нет. Есть заявки на рефинансирование «старых» проектов, которые финансировались в других банках. Мы их рассматриваем. Видим определенную перспективу кредитования агросектора, розничных сетей. Активно продаем факторинг на известных дебиторов, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке. Как правило, кредитование рассматривается под твердые залоги. Хотя вот в середине марта будем запускать овердрафт под 14% годовых в гривне, тогда как существующая ставка составляет 28% годовых. Суть в том, что существующие клиенты должны поработать со своими партнерами на предмет перехода в наш банк. За счет размещения их остатков и получается удешевление кредитного ресурса. Особенно это актуально и с учетом гарантий быстрого прохождения платежей, и прохождения платежей вообще. Запуск этого продукта на ближайший месяц для нас — стратегическая задача.
Об управлении
— Насколько активное участие в управлении банком принимает его собственник Сергей Тигипко?
— Как    эффективный  акционер, заинтересованный в развитии бизнеса, Сергей Леонидович принимает очень активное участие в выработке стратегических планов и принятии текущих решений. Только сегодня, например, мы общались с ним трижды. Он знает о потребностях банка, о ситуации с ликвидностью. Ему достаточно видеть баланс, чтобы понимать, что происходит в банке, и принимать правильные решения по дальнейшему развитию. Сегодня он видит перспективы роста и развития своего банковского актива и активно участвует  в этом процессе. 
— Кстати, по поводу корпоративного управления. Обратил внимание, что Набсовет Таскомбанка состоит всего из двух человек — председателя и зама.    
— Согласно требованиям  нового законодательства, у нас есть еще четыре месяца для внесения необходимых изменений в состав Набсовета.
— Еще законодатель, да и не только он, намерен активно бороться с инсайдерскими операциями в банках. Вас это не пугает? 
— У нас этих проблем реально (не только на бумаге. — Ред.)  не существует. Все нормально. Инсайдер банка глубоко профессионален в банковском бизнесе и осознает последствия таких сделок, поэтому и не злоупотребляет этим инструментом.
— А где кредитуется бизнес г-на Тигипко?     
— ИФГ «ТАС» не особо нуждается в кредитах. Например, агрохолдинг является вполне самодостаточным в этом плане. К тому же, у них есть валютная выручка, а некоторые компании выпустили свои долговые бумаги и размещают их на рынке.  
— Сейчас активизировался «КредитМаркет». Таскомбанк кредитует эту компанию?    
— Эта компания является клиентом и партнером нашего банка, мы продаем ее cash-кредиты через свои отделения и кредитуем в рамках существующих нормативов НБУ.  Подходы к ней такие же, как и к другим  клиентам  банка.