НБУ снова повысил учетную ставку, однако на этот раз повышение было наиболее резким за последние 17 лет – с 19,5% до 30%. Данная мера стоит в одном ряду с недавно введенными ограничениями для импортеров: правом покупать валюту только по справке от ГФС об уплате всех налогов и усиленными проверками контрактов на поставку товаров по предоплате. Такие действия регулятора преследуют единую цель – содействовать стабилизации национальной валюты и ее укреплению.
По словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, одной из причин, вынудивших Нацбанк так резко повысить учетную ставку, стал ажиотажный спрос на продтовары на внутреннем рынке, вызванный девальвацией гривны.
«Если вы видели, паника привела к тому, что у нас на полках магазинов стали пропадать сахар, гречка, мука – товары, производимые у нас, запасы которых у нас огромные, – сетовала глава регулятора в ходе встречи с журналистами. – И когда появляется такой необоснованный панический спрос, даже эти товары начинают расти в цене, а, следовательно, сильно влияют на нашу инфляцию».
Набить гривне цену
Повышая учетную ставку, НБУ влияет на стоимость денежных ресурсов в экономике, что влечет за собой сокращение кредитования и «сжатие» гривневой ликвидности. Тем самым регулятор содействует стабилизации и укреплению национальной валюты.
Косвенно это влияет и на уровень инфляции – сдерживание девальвации гривны сохраняет на стабильном уровне цены как на импортные, так и на производимые внутри страны товары.
«Повышение учетной ставки поможет улучшить ситуацию на валютном рынке, так как следом за ней должна повыситься стоимость кредитных ресурсов НБУ, после чего на межбанковском рынке вырастет цена привлечения денег, скажем, до 40% годовых, – поясняет Юрий Товстенко, начальник отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке Concorde Capital. – Тогда мы увидим, что многие банки будут вынуждены продавать валюту, которая у них есть, чтобы найти подорожавшую гривну. Это один из дополнительных рычагов, он окажет позитивное влияние на курс и обезопасит его от выноса на те уровни, которые мы наблюдали неделю назад».
В то же время, как отмечают эксперты, столь значительное повышение учетной ставки не может быть мерой, применяемой на протяжении длительного периода времени, поскольку несет в себе опасность полного сворачивания кредитования.
Как отмечает Юрий Товстенко, если учетная ставка сохранится на таком высоком уровне несколько месяцев, то она сильно повысит стоимость кредитных ресурсов и убьет кредитование.
«Если же это временная мера, чтобы экстренно сократить ликвидность и пересидеть несколько недель до транша МВФ, после получения которого НБУ сможет продавать валюту на открытом рынке, я не исключаю, что Нацбанк может вернуть ставку на какие-то прежние уровни, вроде 19%», – резюмирует эксперт.
Как отмечает Тарас Козак, президент инвестиционной компании «Универ», в украинских реалиях кредитование бизнеса банками и так почти не осуществляется из-за высокой рисковости, которая и является основной составляющей цены кредита.
«Фактически, ставка 30% кредитования не устраивает ни один бизнес, разве что это спекуляции на курсе. Украинский вкладчик не понимает, что высокие ставки – это плохо, потому что они приведут к коллапсу банковской системы», – сказал он.
Скорость реакции
Эксперты уверены, что регулятор должен реагировать оперативнее, и соответствующие меры нужно было применить раньше.
«Все шаги, которые сейчас предпринимает НБУ, несвоевременны. Это все нужно было делать, пока курс был 12-14 грн/$. НБУ же начал что-то делать только когда курс выстрелил к 35. Все меры по ограничению импорта также надо было предпринимать раньше, когда курс составлял 14 грн/$. Например, делить импорт на критический или не критический. Может, это не лояльно, но лучше предупредить, чем потом гасить пожар», – отмечает Товстенко.
Его поддерживает и Тарас Козак.
«Если бы раньше начали поднимать учетную ставку и до 30%, и до 50% – это бы остановило спекуляции на валютном рынке. Это позволило бы успокоить валютный рынок и снизить напряжение, а после этого дало бы возможность спокойно опускать ставку, чтобы все поняли, что НБУ контролирует ситуацию», – считает Козак.
Стоит отметить, что это второе повышение Нацбанком учетной ставки с начала нынешнего года: с 6 февраля 2015 года НБУ уже повышал ее с 14% до 19,5%.