В 2014 году доллар США укрепился на 19% и инвесторы наблюдали ситуацию, когда прибыль от роста зарубежных рынков была съедена убытками из-за обесценивания иностранных валют по отношению к доллару.
«Люди голосуют ногами. Они вкладывают миллиарды долларов в фонды этого типа, утверждая, что не хотят оставаться на 100% незахеджированными», – отмечает Лучиано Сиракузано, главный инвестиционный стратег компании WisdomTree Investments (NASDAQ: WETF) в Нью-Йорке.
Многие считают, что на финансовом рынке недостаточно инструментов для инвесторов, желающих вложиться в международные активы. Захеджированные ETF управляют активами на сумму около 31,5 млрд долларов, что в пять раз больше, чем в 2011 году. При этом, по данным WisdomTree, совокупные активы всех глобальных фондов акций превышают 275 млрд долларов.
«Есть 40 стран, где фондовые рынки имеют достаточный размер для применения продуктов с хеджированием валютных рисков. Если вы ищете подходящий ETF, у вас есть выбор из сотен фондов, имеющих портфель американских акций. Но сколько таких фондов в еврозоне? А в Китае всего дюжина. Достаточно ли этого для второй по размеру экономики?», – считает главный директор по инвестициям фирмы Cumberland Advisors во Флориде, которая управляет капиталом на сумму 2 млрд долларов и инвестирует только в ETF акций.
Фирма WisdomTree, чьи активы в ETF составляют около 44 млрд долларов, — лидер в сегменте захеджированных ETF с долей в 80% рынка. Два других ключевых игрока — Deutsche Bank (XETRA: DBK) с активами 5,2 млрд долларов, а также BlackRock (NYSE: BLK), управляющая 1 млрд долларов в фондах такого типа.
Представители всех трех фирм заявили, что планируют расширить линейку предлагаемых продуктов с хеджированием валютных рисков.
Компания Guggenheim Investments, имеющая собственные валютные ETF с активами 1,1 млрд долларов, также рассчитывает запустить захеджированный ETF. Совокупные активы фондов этой компании составляют свыше 28,8 млрд долларов.
Валютные колебания
Растущая волатильность рынка Форекс способствовала росту спроса на захеджированные ETF.
В то время как ФРС США завершила программу печатания денег, центральные банки Европы и Японии в разгаре реализации аналогичных программ. В результате в прошлом году доллар добрался до наивысшей с 2003 года отметки по отношению к евро и достиг семилетнего максимума по отношению к йене.
Сильный доллар ведет к сокращению прибыли от зарубежных инвестиций, когда она конвертируется в американскую валюту.
Додд Китсли, глава отдела по управлению фондами ETF подразделения Deutsche Bank Asset & Wealth Management в Нью-Йорке, считает, что эта тенденция продолжится еще несколько лет. В ситуации укрепления доллара захеджированные ETF обгоняют по прибыльности своих конкурентов, не имеющих хеджирования.
Котировки паев захеджированного фонда WisdomTree Europe Hedged Equity Fund выросли на 8,4% с начала года, в то время как его прямые конкуренты iShares Europe ETF (NYSEARCA: IEV) и Vanguard FTSE Europe ETF (NYSEArca: VGK) прибавили лишь 0,5%.
По данным ETF.com, в 2015 году приток средств в захеджированный фонд HEDJ ETF составил 3,1 млрд долларов — около половины совокупного январского притока капитала в захеджированные ETF на сумму 5,9 млрд долларов. В прошлом году доходность фонда составила 6,6%, в то время как iShares Europe ETF и Vanguard FTSE Europe ETF потеряли 6% и 6,6% соответственно.
Инвестиция того стоит?
Однако хеджирование обходится дорого. В зависимости от процентных ставок в конкретной стране, затраты могут превысить выгоды. Так утверждает Брендон Ахерн, главный директор по инвестициям фирмы KraneShares из Нью-Йорка. В прошлом году эта фирма запустила ETF китайских акций, а также создала аналогичный захеджированный ETF.
Валютный риск обычно хеджируется путем покупки форвардных контрактов и их ежемесячного возобновления. Затраты на хеджирование учитывают разницу между месячной процентной ставкой в США и в целевой стране инвестиций. Если американская ставка выше, затраты на хеджирование становятся отрицательными, что означает прибыль для инвесторов в виде разницы процентных ставок. Если же ставки выше на целевом рынке, это ведет к реальным затратам для инвесторов.
В итоге затраты на хеджирование в странах с высокими процентными ставками, как Мексика, Индия и Бразилия, выше, чем в странах с низкими ставками вроде еврозоны, Японии и Великобритании.
Свежие данные WisdomTree показывают, что затраты на хеджирование валютных рисков швейцарского франка, иены и евро близки к нулю, а хеджирование британского фунта стоит около 30 базисных пунктов, что тоже сравнительно мало.
Помимо значительных затрат на хеджирование в странах с высокими процентными ставками, операционные затраты захеджированных ETF также непомерно велики — около 0,54% активов под управлением против 0,12% у крупнейшего глобального фонда акций Vanguard FTSE Europe ETF или 0,14% у фонда iShares Core MSCI Europe ETF.
Также могут возникнуть альтернативные затраты в виде упущенной выгоды, если иностранная валюта неожиданно укрепится. Билл Белден, директор по развитию фирмы Guggenheim в Чикаго, обращает внимание, что рост курса валюты является существенным риском. Однако он не считает, что людям следует принимать инвестиционные решения, с оглядкой только на валюту.
«Владельцам капитала надо искать новые возможности для вложений. Очевидно, валютный риск является важным фактором этих возможностей. Однако он не должен считаться важнее инвестиционного портфеля или рассматриваться отдельно от него», – заявляет Белден.