Прошлая неделя была насыщенна знаковыми событиями для валютного рынка. Как известно, регулятор  прекратил ежедневные валютные аукционы и отказался от индикативного курса гривны, на основании которого рынок ежедневно получал своего рода «маяк». Нацбанк объяснил данное решение необходимостью сравнять рыночный курс с официальным, разница между которыми достигала 20-30%.

Кроме того, НБУ решил повысить учетную ставку с 14% до 19,5% годовых, а это приведет к подорожанию кредитов рефинансирования для банков. Стоит отметить, что на прошлой неделе регулятор также обнародовал неутешительную статистику по состоянию международных резервов страны, которые обвалились почти на 15%.

Все это привело к немедленному скачку официального курса НБУ в пятницу. А за четверг и пятницу нацвалюта официально обесценилась почти на 30% или более чем на 6,40 гривен на долларе — до 23,13058 грн/$.  

Сегодня Национальный банк установил официальный курс на уровне 2495,6198 гривен за 100 долларов. Впрочем, еще на прошлой неделе Валерия Гонтарева опровергла утверждения некоторых экспертов о курсе 25 грн/$.

Ранее «Минфин» уже писал о том, что резкое удешевление гривны может привести к неутешительным экономических результатам как для банков, так и для их клиентов. 

Эксперты полагают, что в среднесрочной перспективе возможно укрепление гривны, впрочем четких прогнозов делать не берутся. 

Комментирует заместитель председателя крупного банка, пожелавший не называть свое имя:

Причиной изменения курса в данный момент явилось желание регулятора уравнять курс официального рынка и рыночного. Не секрет, что рыночный курс уже давно был гораздо выше, чем официальный. Затягивание этого процесса и нежелание НБУ признавать реальное состояние дел привело к тому, что рыночный курс значительно отклонился от официального.

Официальный курс НБУ за эти три дня почти сравнялся курсом рынка и составил 24,956198 грн за доллар по состоянию на 10 февраля этого года, т.е. курс НБУ вырос почти на 8,23 грн на долларе за это время. Это стало огромной проблемой для большинства топ-менеджеров банков и финансовых директоров предприятий.

Последствия таких непоследовательных действий НБУ еще долго будут отражаться на финансовой отчетности субъектов хозяйственной деятельности и вряд ли понравится налоговой инспекции, так как большинство банков и предприятий получат убыток от валютной переоценки от такого скачка официального курса. 

Кроме этого,  значительное отклонение и скачок за последние дни привели к тому, что большинство коммерческих банков будут иметь достаточно большое количество проблем с выполнением экономических нормативов - по  валютной позиции, рискам на одного заемщика и адекватности капитала.Часть банков могут получить статус сберегательных,так как у них после переоценки сумма пассивов, привлеченных у физических лиц превысит порог  50%. А это более жесткие нормативы и требования к ним со стороны регулятора.

Поэтому такое резкое изменение курса говорит о не очень дальновидном политике Национального банка в области курсообразования. Это отразится и на заемщиках, поскольку множество валютных заемщиков не смогут выполнять свои обязательства при таком курсе (они и так их едва выполняли), соответственно исходя из этого, возникнут проблемы с увеличением проблемной задолженности по валютным кредитам.

Также это приведет к увеличению резервов под активные операции и  к проблемам с капиталом. Поэтому нельзя однозначно говорить о том, что Нацбанк принял правильное решение. Сравнивать курсы рыночные с официальным нужно было и это понятно, но то, что это происходит без просчетов дальнейших последствий, может привести к серьезным проблемам в банковской системе.  

Тот курс, который есть сейчас по доллару завышен, и больше основан на спекулятивных ожиданиях и панике на рынке и военных событиях, нежели на реальных экономических показателях страны. 

Если рынок получит позитивную информацию о том, что  в ближайшее время МВФ профинансирует расширенную программу сотрудничества с Украиной, и международные резервы страны увеличатся, то курс потенциально должен укрепиться. Однако я не исключаю, что в ближайшие время курс будет иметь значительную волатильность из-за неопределенности экономической ситуации и  политики НБУ .

Не секрет, что значительная часть доходов бюджета должна быть закрыта за счет поступлений от НБУ, который должен перечислить более 60 млрд гривен. А создать такую прибыть без работы с валютным рынком у НБУ не получится. Таким образом, НБУ, так или иначе, закладывает получение дополнительных доходов по валюте в свою бюджетную смету для увеличения своих доходов. Это все понимают и поэтому определенные девальвационные риски на рынке будут сохраняться и далее.

Комментирует Ярослав Жалило, президент Центра антикризисных исследований:

Ситуация с курсом закономерна. Во-первых, она прогнозирована тем, что Нацбанк заранее сообщил об отмене индикативного курса, он фактически отказался от регулирования курсообразования. Во-вторых,  все произошло на фоне ухудшения в конце года платежного баланса и сальдо торгового баланса, уменьшения валютных резервов, сложностей с оттягиванием принятия решения Международного валютного фонда по выделению финансовой помощи Украине, ну и самое главное — это обострение военной ситуации на востоке. 

Как себя должен повести курс? После того, как происходит такой скачок, курс со временем стабилизируется, национальная валюта несколько укрепляется. До какого уровня гривна укрепится – сказать затрудняюсь, потому что на это влияют несколько факторов, как внеэкономических так и экономических.

Резкого укрепления не произойдет, ну во всяком случае до того уровня, который совсем недавно был.  

Комментирует Андрей Онистрат, глава наблюдательного совета банка Национальный кредит:

Я считаю, что гривна недооценена, и в среднесрочной перспективе я ожидаю возврата курса назад.

На месте Национального банка, я бы усилил ограничения и контроль за теми банками, которым был выдан «рефинанс», следил бы за соблюдением валютной позиции по банкам, не допуская валютных спекуляций.

Сейчас могут спекулировать только те, у кого есть ресурсы. А ресурсы есть только у больших банков, почти все из которых на сегодняшний день получили кредит рефинансирования.

Я «за» либерализацию курса, но и «за» административное вмешательство регулятора по отношение к тем банкам, которые занимаются спекуляциями, и «за» жесткие ограничения по отношению к тем, кто получает «рефинансы». 

Комментирует ситуацию на странице своего Facebook Сергей Мамедов, экс-глава  Укргазбанка:

Первая неделя февраля нас, банкиров, ничем не порадовала: в один банк введена временная администрация, три отправлено на ликвидацию, депутаты продолжают искать в НБУ виновных, позитивных движений рынка нет. 

Основной новостью [прошлой-ред.] недели стал отказ НБУ от индикативного курса и повышение учетной ставки до 19,5%. Первая часть моего прогноза не заставила себя ждать - курс уже 25, на  неделе увидим 28, а если введут временную еще в несколько крупных банков, уйдем за 30.

Очень надеюсь, что за этим последует укрепление гривны.

Комментирует Виталий Шапран, главный финансовый аналитик РА «Эксперт-Рейтинг»:

Ситуация была предсказуемой и прогнозируемой. Черный рынок торговался в районе 21-22 грн за доллар, если отпустить валютный межбанк логично было предположить что официальный курс приблизиться к черному рынку. 

Сейчас на рынке мы наблюдаем игру, при которой желающие купить валюту удовлетворяют свой спрос на уровне 23-25 грн за доллар, сколько таких заявок поступит на рынок сказать сложно, но рано или поздно этот избыточный спрос на валюту должен захлебнуться высоким курсом доллара. 

На этой неделе мы увидим насколько эффективно работает комплекс мер разработанный НБУ, их успешность будет зависеть от того как быстро он сможет ограничить ликвидность банков в условиях банковского кризиса.

Комментирует Анатолий Гулей, президент Украинской межбанковской валютной биржи:

Скачок курса НБУ был прогнозирован. Индикативный курс и реальный курс должны были найти точку соприкосновения. Я считаю, более-менее реальный курс, который есть на сегодня -  24-25 грн/$, но точно спрогнозировать его нельзя.

На этой неделе ожидается некоторая стабилизация, когда маржа между покупкой и продажей, которая ранее составляла 5-6 гривен, начнет сужаться. Спред между куплей и продажей будет в пределах одной гривны.

В той ситуации, которая сложилась на валютном рынке сегодня мы увидели реальность. Ведь, валютный курс гривны к доллару это реальное состояние экономики в стране.

Все же думаю, что в ближайшие две недели ситуация на валютном рынке стабилизируется и первым хорошим сигналом станет появление в обменных пунктах доллара. Если за этот период валюта не появится, можно смело считать, что данное решение Нацбанка было неэффективным.

Как вы считаете, куда движется курс гривны?

Подготовила Кристина Болотова