На межбанковском валютном рынке назревает реальный финансовый коллапс, связанный с установлением сегодня официального курса НБУ на уровне 23,13058 грн/$.
Такого роста не ожидал никто: ни банки, ни клиенты, ни, похоже, сама глава НБУ, еще вчера утверждавшая, что курс 25 грн/$ даже не обсуждался ни в НБУ, ни в МВФ. При этом увеличение курса за день более, чем на 28,51% создает реальные опасения превышения указанного ею максимального порога в 25 грн уже в ближайшее время.
Увеличение за день официального курса более чем на 5,13 грн/$, способно полностью «порвать» экономические нормативы большинства банков. В первую очередь, у них могут «полететь» нормативы адекватности капитала и риска на одного заемщика, а также валютной позиции. Связано это с тем, что балансы банков ежедневно пересчитываются, исходя из официального курса НБУ.
Поясним на примере: заемщик, имеющий валютный кредит в 1 млн долларов, увеличил свою задолженность за этот день на дополнительные 5,13 млн грн. С одной стороны: где ему брать эти незапланированные 5,13 млн грн для погашения задолженности непонятно никому: ни бизнесу, ни банкам. С другой стороны: баланс банка, где выдан такой кредит в этом случае увеличился на эти 5,13 млн грн. Таким образом, активы банка стремительно растут и при действующем капитале банка значительно ухудшают норматив адекватности капитала (отношение капитала банка к его активам, взвешенным на коэффициенты риска в зависимости от актива).
Думает ли о последствиях таких шагов сам НБУ – не понятно. Просчитал ли кто-либо налоговые потери и убытки предприятий от таких шагов регулятора, когда и компании пересчитают свои операции по новому курсу НБУ, тоже не ясно.
Ясно одно, что НБУ пора срочно проводить комплекс мер по исправлению ситуации с курсом, если он хочет сохранить банковскую систему «живой».
Рынок не может постоянно быть подопытным кроликом, так как и за банками, и за компаниями стоят люди, их семьи. Это рабочие места и добропорядочные налогоплательщики, которые вряд ли смогут что-либо платить в случае банкротства их работодателей. Кроме того, увеличивая в таких масштабах курс, думает ли кто-то в НБУ о том, что в пропорциональных росту официального курса масштабах растет и сумма внешней задолженности государства, номинированная в валюте — также остается под вопросом. Думаю, что вопрос такого стремительного изменения официального курса доллара, может стать предметом в ближайшее время долгой и напряженной дискуссии между представителями Кабмина, Министерства финансов и НБУ.
Алексей Исаев