В то же время, нововведенные налоги вызывают у общественности тревогу – ведь их количество снизили (с 22 до 9), но по факту сборы только увеличились. А налоги, призванные уменьшить нагрузку на бизнес, на самом деле не выглядят эффективными.
Таким образом, неопределенность и грядущие изменения не дают возможности предпринимателям в полном объеме спрогнозировать и предупредить свои риски и потери.
Экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой говорит, что до введения налогов нужно четко публиковать их тексты. На основе этих текстов должны быть прописаны разного рода нормативные инструкции – как считать налоги, и для каких отраслей. Потому что в отдельных случаях есть отличия для разных секторов экономики. Однако таких подробных инструкций до сих пор нет, и что-либо ясно понять не представляется возможным.
«Сегодня вообще ничего не понятно. Вот если вы меня спросите, как исчислять налог на недвижимость, я вам не отвечу. Потому что есть три-четыре варианта исчисления избыточной или сверхбольшой недвижимости. То же касается и налога на автомобили. Дело в том, что есть разный нюанс расчетов. И я бы рекомендовал предпринимателям, которые сейчас находятся в прострации, быстрее изучать эти нюансы. Ко всему прочему, нужно учесть, что согласно заявлению правительства, 15 февраля состоятся переговоры с МВФ, после которых законы еще раз поменяются. Это паралич и хаос в налоговых отношениях», — оценивает ситуацию экономист.
Аналогичное мнение выражает экономический обозреватель Игорь Маскалевич: «Бюджет и поправки будут еще много раз меняться, а после совещаний с Фондом итоговые цифры вообще могут измениться до неузнаваемости. Этот документ — просто декларация о намерениях, поскольку ряд цифр, который там нарисован просто невыполнимый, и это все прекрасно знают. А что касается налогового реформирования, то для многих это, наоборот, жесткое ужесточение налогового поля. В то же время, налоги снизили так, что по большому счету льготами мало кто сможет воспользоваться».
Предприниматели выжидают
Украинские бизнесмены в основном солидарны с экономистами. Большинство из предпринимателей заняли выжидательную позицию «будем посмотреть». Но в соцсетях и публикациях в различных СМИ уже слышится жесткая критика измененного законодательства и даже призывы не платить налоги и уходить в тень.
По словам предпринимателя и создателя школы прикладной журналистики «Поколение Y» Павла Харламова из-за непонятной ситуации с национальной валютой людям совершенно неведома нормативная среда, в которой приходится работать. А действия правительства он считает хаотичными и зачастую нелогичными (например, меньше, чем за год трижды менялся механизм налогообложения физлиц).
«Мы не знаем, что будет с национальной валютой, пройдено «дно» девальвации или еще нет. Инфляция в нынешнем году составит 13%, как обещает правительство, или же все 17%, как прогнозирует Национальный банк? Решения, которые принимают действующие власти, наверное, самый удручающий фактор для крупных компаний, и для предпринимателей. Как можно строить бизнес, когда под видом реформ правительство пытается в очередной раз залезть в карманы налогоплательщиков в поиске новых источников наполнения «дырявого» бюджета?», — делится мыслями Павел Харламов.
Его коллега и уже экс-предприниматель Павел Карназыцкий добавляет, что у граждан нет спроса, предпосылок к увеличению оборота – ноль, а импортное сырье стало дороже. Примечательно, что данный момент Карназыцкий занят процессом закрытия своего дела. «Бессмысленно вкалывать за копейки, чтобы платить налоги за глупости правительства», — объясняет он свое решение.
Украинский бизнесмен, занимающийся перевозками, но попросивший не называть его имени, считает возможным повышение налогов только в том случае, если бы Украина уже восстановилась после экономического кризиса и военных действий. «Но как можно облагать европейскими налогами страну, где минимальная зарплата самая низкая на Евроазиатском континенте?!», — возмущается он.
Что делать, когда деньги с неба не валятся?
Между тем, сами бизнесмены и старт-аперы убеждены, для ведения бизнеса все же нужно приспосабливаться и подстраиваться под новые реалии — из них также можно извлечь выгоды.
К примеру, управляющий «City Beach Club» Максим Радуцкий убежден, что отчаиваться рано. По его словам, бартер снова в тренде — это не помогает развиваться, но зато помогает выжить. А плюсом можно считать то, что эра раздутых прайслистов канула влету, и люди учатся договариваться. При этом, говорит Радуцкий, выживут все равно сильнейшие – те, кто при существовании многих негативных факторов смогут не только сохранить, а и развить свое предприятие. В условиях, когда «деньги с неба уже не валятся» предприниматель советует своим коллегам «придумывать, креативить, а иногда и хитрить».
Павел Харламов, в свою очередь, утверждает, что 2015 год пройдет для многих компаний и предпринимателей под лозунгом «Продержаться и не утонуть!». Он, как и Максим Радуцкий, уверен: выживут в первую очередь те, кто сможет адаптироваться под изменчивую внешнюю среду, а также научиться слышать своего клиента, потребителя. Руководитель школы журналистики замечает, что задача номер один для отечественного бизнеса – повзрослеть. А стимулом для этого взросления как раз выступают сегодняшние жесткие условия.
Молодой старт-апер, руководитель проекта «Fitness At Home» Наталия Орлова, со своей стороны рекомендует коллегам следующее: составить четкий план действий и сроки его реализации (как краткосрочный, так и долгосрочный); искать и узнавать подробную информацию о конкурентах («о них нужно знать намного больше, чем они сами о себе рассказывают»); использовать соцсети – они экономят на рекламе; забыть о сне. Ведь «пока кто-то спит – вы реализовываете свои мечты»; и не тянуть с воплощением своих проектов – старания обязательно дадут результат.
Для крупных компаний и корпораций есть отдельный рецепт. Некоторыми секретами кризисного менеджмента делится один из предпринимателей, пожелавших остаться неизвестным. В частности, он считает, что в условиях падения спроса по ряду причин на продукты, товары, услуги нужно обязательно оптимизировать расходы предприятия. Предварительно тщательно их проанализировав, найти и сократить такие, отказ от которых, в дальнейшем позволит безболезненно функционировать предприятию.
В связи с падением объема работы у персонала, следует объединить некоторые должности или полностью сократить их, сэкономив, при этом, на фонде оплаты труда. Если же предприятие имеет филиалы или дочерние предприятия – их нужно также объединить. А линейку дорогостоящих товаров заменить на более дешевую (но с осторожным подходом), обязательно уделив особое внимание качеству продукции. Вместе с тем, если позволяют обстоятельства, рекомендуется совсем отказаться от некоторых видов продукции. Дополнительно также внимательно проанализировать расходный бюджет на рекламу, отказаться от неэффективной рекламы или использовать ее целенаправленно. Одновременно с этим не стоит забывать и о поиске и грамотном освоении новых рынков сбыта. «Что касается, открытия новых видов деятельности или новых проектов, то каждый предприниматель, наверное, уже сам взвесил все риски и определился, стоит ли начинать новое дело», — подчеркивает наш собеседник.
Нет сомнений, что различные украинские предприниматели уже проявляют находчивость и ищут способы и инновационные подходы, чтобы «открыться» или оставить дело на плаву несмотря на глубочайший кризис и размытые законодательные нормы. Но, по словам Павла Харламова и многих других, стабильность налогообложения, предсказуемость регуляторного климата – своеобразный фундамент для развития бизнеса. Однако сегодня такого фундамента в Украине нет. Поэтому о радикальных изменениях на благо бизнеса пока что говорить не приходится.
К тому же, стоит вспомнить, что в 2015 году, согласно заявлениям правительства, претерпят изменения не только государственный бюджет и Налоговый Кодекс, но также и Трудовой Кодекс. Что получат украинцы из всех правок в сухом остатке – сложно сказать. Неизбежно и дальнейшее перекраивание различных законов, постановлений и распоряжений.
Как показывает практика, такая обстановка и налоговое давление не способствует росту предпринимательской деятельности и характеризуется еще большими неплатежами налогов и уходом экономики в тень.
Виктор Гаценко