В то же время,  спрос на наличные в банкоматах снижается, ведь сегодня во многих торговых точках уже доступны безналичные расчеты.

«Согласно статистике НБУ за III квартал 2014 года, 61 % от общего объёма операций по картам в Украине составляют безналичные платежи. Более того, за это время их объем на 20 млрд гривен превысил этот же показатель за весь 2013 год», — рассказывает Сергей Францишко, вице-президент по развитию бизнеса представительства MasterCard Europe в Украине.

Большинство переводов с помощью MasterCard совершаются внутри страны. Cредняя сумма перевода с помощью MasterCard MoneySend – около 1000-1200 гривен. 

Украинцы стали доверять банковским картам и пользоваться ими не только для получения наличности в банкомате, но и для оплаты покупок, в том числе и в online. 

Прирост объема безналичных операций с использованием платежных карт отмечают и в банках.

Ирина Лемешко, заместитель начальника управления организации карточных программ банка «Хрещатик» подчеркнула, что за одиннадцать месяцев  2014 года среднемесячная сумма безналичных платежей в банке выросла на 23%, а количество транзакций в месяц выросло на 22%.

По данным ПриватБанка, по эквайринговой сети финучреждения суммарный оборот по безналичным платежам за 10 месяцев 2014 года составил 36,05 млрд гривен, в то время как в прошлом году этот показатель за аналогичный период не превысил 28,4 млрд гривен. 

Прирост обусловлен тем, что количество терминалов для оплаты в торговле превысило тот рубеж, когда картой удобнее оплатить чем наличными, считают специалисты банка.

Переломный момент

Среди факторов, которые повлияли на оживление безналичного платежного рынка — война на Востоке Украины.

Именно это явление, по мнению Тараса Волобуева, директора по развитию «Portmone», вызвало резкий скачок переводов по картам. Украинцы активно переводят средства на нужды солдат и добровольческих батальонов. Карточные переводы упростили процесс предоставления денежной помощи жителям востока страны в тот период, когда картами можно было пользоваться на этих территориях.

«Наши отчёты показывают, что 2014 год стал переломным моментом в отношении клиентов к переводам между картами. Если за весь 2013 год мы провели 24 000 транзакций (на сумму в 11,2 млн гривен), то в 2014 году только с января по октябрь эта цифра составила 142 000 (на сумму в 114,7 млн гривен)», — рассказал «Минфину» Тараса Волобуев.

То, что пик активности по услуге «с карты на карту» пришелся на восточные, проблемные регионы страны подтвердила Людмила Гребенюк, заместитель начальника управления продажи розничных продуктов  банка «Хрещатик»:

«В структуре оборотов преобладают операции с карт Донецкого и Луганского регионов», — отметила она.

Стимул для клиента

Банки используют разные методы для того, чтобы подтолкнуть клиентов активнее пользоваться «пластиком».

«Лучший способ стимулировать клиентов платить картами — это поставить всем торговцам удобные терминалы с мгновенной связью», — считают в ПриватБанке. Плюс к этому наши клиенты при оплате картой получают бонусы — деньги, которые потом можно тратить на покупки».

Банк «Хрещатик» как самостоятельно, так и совместно с платежными системами  проводит   и участвует в акциях, которые нацелены на  обучение клиента рассчитываться за товары и услуги платежной картой. 

«В 2012 году было проведено 17 таких акций, в 2013 году – 18 акций, в 2014 году  — уже  20 акций. Также банк активно пропагандирует  карточные продукты для использования в интернет среде, например,  такие как «E-Pay» и «Виртуальная карта», разрабатывает и  вводит новые услуги в системе дистанционного управления счетами интернет банкинг Хрещатик-Оnline», — рассказывает Ирина Лемешко.

Планы на 2015 год 

Эксперты считают, что в 2015 году объем безналичных платежей в Украине будет расти. Это связано с появлением новый платежных сервисов и усовершенствованием онлайн-покупок.

«Несмотря на общую тенденцию к спаду в экономике страны, мы настроены позитивно. В Украину понемногу приходят технологии бесконтактных расчётов, повышается уровень культуры пользования банковскими картами», — говорит Тарас Волобуев.

Вместе с тем, будет расти популярность услуг по переводам денег с карты на карту. Заглядывая вперед, специалисты отмечают, что такие платежи вскоре приобретут массовый характер.

«Ожидается, что P2Р-платежи сформируют новое ценностное предложение. По сути, они уже становятся эквивалентом передачи наличных  и поэтому легко интегрируются в жизнь людей», — считает Тарас Волобуев.

Ольга Левкович, Кристина Болотова