Сергей Черненко, председатель правления ПУМБ:
Прошедший год был необычайно сложным. Что касается экономической ситуации, то условно этот год можно разделить на два периода – до августа и после.
Именно до августа произошли ключевые события, определившие сегодняшнюю экономическую и политическую ситуацию в стране – Майдан, аннексия Крыма, начало военных действий на Востоке, а также стремительная девальвация гривны.
В августе произошло еще одно событие, имевшее огромное влияние на экономику страны – прекращение работы банковской системы в зоне АТО. Этот регион с наивысшей плотностью населения и огромным количеством предприятий является одним из ключевых для развития экономики страны.
Все это существенно повлияло на состояние банковской системы, в частности, вызвало панику среди населения региона – люди начали массово забирать вклады из банков.
Банковская система теряла средства весь год. Самые большие оттоки из системы были в апреле, августе и ноябре. На эти месяцы пришлись самые значимые события, о которых я уже упоминал – аннексия Крыма, угроза полномасштабного военного вторжения.
В таких условиях слабые банки просто не выжили — закрыты уже больше десятка банков и от этого страдают в первую очередь вкладчики. Однако, несмотря на кризис, банковская система работает, и сильные банки только укрепляют свои позиции.
Алексей Блинов, начальник аналитического отдела Альфа-Банка Украина:
Сложившаяся в экономике ситуация привела к значительному оттоку средств из банков и ухудшению качества кредитных портфелей. Помимо негативного влияния на финансы и поведение клиентов, девальвация также очень негативно влияет на балансы банковских учреждений. Макроэкономическая ситуация в стране до сих пор характеризуется высоким уровнем рисков, которые банки вынуждены учитывать в своей работе.
Украинские банки были вынуждены уйти из Крыма и резко ограничить деятельность в Донецкой и Луганской областях. К тому же эти события способствовали паническим настроениям на рынке, которые крайне негативно влияли на общую экономическую ситуацию и на валютный рынок.
Кризис обнажил одну из давних проблем банковской системы Украины — наличие на рынке учреждений с нерыночной, сильно рисковой моделью бизнеса. Многие из этих банков объявлены неплатежеспособными и выводятся с рынка, однако их крах бросает тень на устойчивость банковской системы в целом.
Если говорить о 2015 годе, то год предстоит сложный – как для экономики в целом, так и для банков. Мы ожидаем снижение реального ВВП еще на 5%, вдобавок к ожиданиям экономического спада на 7% по итогам 2014 года. При этом сохраняется огромное количество рисков для экономического развития.
Несмотря на современные технологии и быстроту принятия решений, банковский бизнес характеризуется инерционностью с точки зрения финансов: нельзя за один квартал закрыть или реструктуризировать кредитный портфель. Поэтому весь 2015 год украинские банки будут работать над сокращением издержек, работать с проблемными заемщиками, вести непростую дискуссию с акционерами.
В контексте текущей ситуации (выход банков с рынка, реструктуризация долга) мы ждем от государства конструктивных решений в области налогового и прочего регулирования рынка банковских активов, особенно в вопросах купли-продажи долгов, налогообложения продажи залогов, подходах к списанию проблемной задолженности.
Сейчас как никогда важно создать условия для максимальной гибкости банковского рынка — этим мы повысим его эффективность, сократим потенциальные расходы государственного бюджета на поддержку банковских учреждений и заложим семена роста кредитования экономики в последующие годы.
Тамаш Хак-Ковач, председатель правления ОТП Банк:
2014 год стал для банков годом сломленных ожиданий. Если в январе 2014 года банкиры еще надеялись, что отток депозитов будет временной и единственной проблемой, то затем, с развитием всех событий в стране, пришлось пересмотреть свои планы и смириться с неизбежными убытками.
Факторы и тенденции известны: Майдан, острая политическая ситуация, девальвация, недоверие к банковской системе – отток депозитов, открытая валютная позиция и убытки; Крым и связанные с ним убытки; военное противостояние на Востоке – и связанные с ним убытки; необходимость конвертации валютных кредитов – и будущие убытки.
Для рынка корпоративного и розничного кредитования основным негативным фактором стали растущие страновые риски, связанные с текущей политической и экономической ситуацией в стране.
Война, девальвация, падение спроса населения, закрытие рынков сбыта, отсутствие инвестиций, вывод капитала — все эти факторы крайне негативно влияют на платежеспособность заемщиков.
Естественно, в такой ситуации риск-аппетиты банков минимальны.
Это касается всех сегментов, включая сельское хозяйство, которое традиционно было фокусным в банковском кредитовании юрлиц. Банки стали еще более осторожными в оценке рисков.
Хотя на самом деле ведущие банки не прекратили кредитование, но объемы упали в несколько раз.
Для восстановления кредитования в прежних объемах, во-первых, необходимо найти политическое решение для урегулирования ситуации и недопущения худшего сценария. Второе – реформы и борьба с коррупцией. Без этих составляющих говорить о перспективах не представляется возможным. И даже если это произойдет, то предстоит еще долгий путь выздоровления и восстановления доверия.
Трудно прогнозировать какие-либо изменения, так как они преимущественно зависят от действий регулятора и парламента.
Но ключевыми задачами для банковского рынка я вижу такие:
1. Необходимо решить вопрос банковского контроля и капитализации банков. Я все еще возлагаю надежды на то, что стресс-тестирование должно показывать истинную ситуацию в банковской системе, а более эффективный банковский надзор должен предотвращать ситуации и последствия неконтролируемой банковской деятельности, свидетелями которых мы стали в этом году. Источником средств на докапитализацию банков, конечно, должны выступать прежде всего акционеры. Но в сложившихся условиях возможность того, что акционеры всех нуждающихся банков довнесут необходимый капитал в полном объеме, является маловероятной. Очевидно, что нужно искать возможности рекапитализации этих банков, одной из которых может быть участие в капитале государства.
Условия государственной рекапитализации должны создавать четкие предпосылки для того, чтобы банк как можно скорее погасил свою задолженность перед государством. Насколько украинские учреждения готовы выполнять такие правила – это уже другой вопрос.
2. Необходимо решить вопрос с валютными кредитами. Это очень острая социальная проблема. Банки сейчас испытывают последствия того, что этот вопрос не был решен еще после первого кризиса. Откладывать его решение до следующих цикличных кризисов в экономике больше нельзя. Но крайне необходимо, чтобы все участники процесса (власть, банки, заемщики) отказались от популизма и нереалистических требований, а действительно захотели найти реализуемый компромиссный вариант.
3. Необходимо, чтобы словосочетание «защита прав кредиторов» не было пустой связкой слов. Здесь речь вообще об инвестиционном климате и перспективах экономического развития. Слыша и ощущая на своем бизнесе все проявления купленных судов, беспрецедентных нарушений со стороны неблагонадежных заемщиков, налогового давления, бездействия власти и так далее, иностранные инвесторы уже опасаются принимать решения в пользу Украины. Вопрос положительного изменения ситуации зависит только от воли политиков. Но на это понадобится чуть больше, чем ближайший год.
Подготовили Кристина Болотова, Ольга Левкович