Дмитрий  Повесьма
Отложить эмоции в сторону — это первое с чего нужно начать. Скандалы, звонки в разные инстанции, привлечение авторитетов и связей вряд ли дадут положительный эффект по разумной цене. В первую очередь, нужно понять кому это выгодно и как сделать так, чтобы выгодно это быть перестало.
Дороги в Украине — и в городе, и за городом, и во дворах — должны соответствовать государственному стандарту — ДСТУ 3587-97, контроль за соблюдение которого осуществляет ГАИ. Ремонт и строительство дорог должны выполняться в соответствии с целой массой строительных норм, контролирует соблюдение которых Госархитектура и фининспекция. Кроме того, на строительство и ремонт дорог законом установлена гарантия — от 3 до 7 лет. Это тот срок в течение которого обслуживающая организация должна за свой счет устранять все дефекты. Вооружившись этой информацией, действуем.

Когда нужно начинать действовать?

Не стоит ждать пока яма вырастет до огромных размеров. Даже небольшая ямка или трещина — это уже повод для реакции. Ведь небольшую трещину заделать проще и дешевле, чем большую яму. Кроме того, дорожники не смогут отвертеться нехваткой средств, ведь мелкий ремонт стоит меньше сотни гривен.
Итак, видим яму на дороге — готовим официальную жалобу в ГАИ, которую подписываем и отправляем заказным письмом или заносим лично с отметкой на копии. Это гарантирует получение ответа на эту жалобу. ГАИ проведет проверку и, скорее всего, составит протокол на главного инженера дорожной организации. Как показывает опыт УкрЯмы, ответственных лиц даже иногда штрафуют и это напрямую зависит от количества жалоб, полученных от разных граждан (не коллективной жалобы, а отдельно от каждого, желательно с разницей в пару дней, тогда ГАИ придется рассматривать каждую жалобу отдельно и проводить проверки по каждой). ГАИ тоже неохота заниматься этими делами и они идут по пути наименьшего сопротивления — чем возиться с каждой жалобой, проще действительно оштрафовать и заставить отремонтировать дорогу.
Если же на ваш взгляд дорога отремонтирована некачественно, есть смысл обратиться в фининспекцию города. Дорога ремонтируется на наш с вами счет и мы имеем право знать насколько эффективно потрачены деньги.

Что дальше?

После ремонта обратитесь в эксплуатирующую организацию и поинтересуйтесь гарантией на выполненный ремонт. Часто дорожники выполняют ремонт в холодную и ветреную погоду, что по документам является «аварийным ремонтом», и такой ремонт гарантии не имеет, расходы на него бесконтрольны, а качество — не контролируют. Если ремонт выполнен именно таким образом, то с наступлением хорошей погоды нужно требовать выполнения текущего ремонта с соблюдением всех норм и предоставлением гарантии. Да, ремонт будет выполнен дважды, и вы заплатите за него дважды, но его не придется выполнять каждые полгода.
Жалобы на состояние дорог в правильные контролирующие органы работают довольно эффективно, если в них ставить правильные вопросы. Вместо «Сколько можно это терпеть!» эффективнее будет написать «Прошу обеспечить безопасность дорожного движения и соответствие дороги требованиям ДСТУ 3587-97». Такая формулировка запускает определенные механизмы и безнаказанно ограничиться отпиской уже не выйдет. Работают только письменные жалобы. Никакие горячие линии, сайты, личные приемы их на заменят, пока вы не отправить собственноручно подписанную жалобу от своего имени.
Рубрику ведёт Максим Нещадимов