На данный момент проведение всякого рода распродаж стало излюбленным маркетинговым механизмом многих торговых точек.
Так как слова «акция», «скидка», «распродажа» оказывают на многих покупателей поистине магическое воздействие, то Закон Украины «Про защиту прав потребителей» (в дальнейшем — Закон) не обошел своим вниманием этот способ продвижения товара.
Так, в соответствии с частями 5 и 6 статьи 15 Закона, употребление понятия «распродажа» или любых других, аналогичных ему, разрешается лишь с соблюдением таких условий:
1) если осуществляется распродажа всех товаров в пределах определенного места или четко определенной группы товаров;
2) если длительность распродажи ограничена во времени;
3) если цены товаров, которые подлежат распродаже, являются меньшими по сравнению с их обычной ценой.
При этом, после публичного сообщения о начале проведения распродажи (применения скидок или уменьшения цены) до потребителей должна доноситься информация о цене продукции, которая была установлена до начала проведения соответствующей акции, а также цене этой же продукции, установленной после её начала.
Использование же сообщения о распродаже в связи с закрытием магазина, тогда как это не отвечает действительности, вообще запрещено как способ рекламы, вводящий потребителя в заблуждение (за что можно схлопотать серьезный штраф от Антимонопольного комитета).
Что же касается возврата товара, который куплен на соответствующей распродаже, то тут потребитель имеет такие-же права, как и при покупке товара вне проведения каких-либо акций.
В частности, если речь идет о качественном и исправном товаре, то согласно статьи 9 Закона, потребитель имеет право обменять непродовольственный товар на аналогичный у продавца, в которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению.
На такой обмен у покупателя есть четырнадцать дней, не считая дня покупки.
Однако, следует помнить, что обмен товара надлежащего качества осуществляется, если он не использовался и если сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ (как правило — чек), выданный потребителю вместе с проданным товаром, а также если товар не включен в перечень продукции, которая обмену и возврату не подлежит.
Если же на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, потребитель имеет право или приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующей корректировкой стоимости, или получить назад свои деньги, или осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу.
При этом, если покупатель выбрал возврат средств, то они должны быть ему возвращены не позднее, чем в течение семи дней.
В случае же, если товар приобретённый по акции оказался некачественным, то порядок действий несколько иной.
Так, согласно статьи 8 Закона, в случае выявления в течение установленного гарантийного срока недостатков товара (его поломки, брака, ненадлежащей работы) потребитель имеет право требовать:
1) пропорционального уменьшения цены;
2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;
3) возмещения расходов на устранение недостатков товара.
И только в случае выявления существенных недостатков (таких, которые не могут быть устранены; либо для их устранения необходимо свыше четырнадцати календарных дней; либо они существенно изменяют товар) потребитель, вправе, по своему выбору, требовать от продавца или производителя:
— либо возврата оплаченной за товар суммы;
— либо замены товара на аналогичный.
Естественно, что эти права покупатель имеет, только если соответствующие недостатки товара были допущены производителем (продавцом), а не явились следствием ненадлежащей его эксплуатации самим потребителем.